СУДЬБА, СУДЬБЫ, СУДЬБЕ...

Это и сейчас впечатляет: стоят здоровенные мужики и со слезами на глазах смотрят на красный советский флаг, победно поднимающийся к куполу стадиона. Вместе с ними плачут болельщики у экранов телевизоров. От счастья, что мы опять лучшие. От гордости за свою страну. Это кадры из хорошего фильма "Особенности национального хоккея", который на протяжении двух вечеров показывал Первый канал.

ИГРАЛИ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ
Вообще-то с легкой руки режиссера Рогожкина, снявшего когда-то фильм "Особенности национальной охоты", словосочетание это - "особенности национальной..." - воспринимается иронически. С оттенком, подразумевающим нетрезвую разухабистость и пофигизм. Но отечественный хоккей - это ведь совершенно другая история. Очень большая и серьезная. Или же нет? И все в ней тоже по старому нашему принципу "что имеем, не храним, потерявши, плачем"?
В фильме много известных, но оттого не менее приятных кадров. Например, самые яркие эпизоды советско-канадской серии 70-х. Но есть и сюжеты, обнародованные впервые. Это относится в первую очередь к матчам СССР - ЧССР второй половины 60-х. Отношения между Союзом и Чехословакией тогда стремительно портились. И на этом фоне в ежегодных чемпионатах мира по хоккею неизменно продолжали встречаться главные соперники - команды наших двух стран. Однажды руководство сборной вызвали в ЦК КПСС и настойчиво порекомендовали уступить первое место. Чтобы еще больше не раздражать "дружественный" народ. Мол, когда речь идет о большой политике, такой ерундой, как золотые медали, можно и поступиться. Руководство донесло до своих подопечных мнение товарищей из ЦК, но те решили биться так, как бились всегда.
Противостояние на льду становилось все более жестким. Чехословацкие спортсмены откровенно провоцировали советских на столкновения, каждый раз получая за это горячую поддержку болельщиков. Скамейка штрафников не пустела. Дисквалификации следовали одна за другой. Как рассказывает легендарный Александр Рагулин, однажды в драке на площадке он просто вынужден был остановить себя, потому что понял: сейчас он размажет противника по льду. В 68-м чемпионат проводился в феврале, в рамках зимней Олимпиады. И хотя чехи выиграли у нас, по сумме очков они заняли второе место.
А в августе того же года танки вошли в Прагу, погибли люди. Но мировое первенство-то никто не отменял! И сборная ЧССР вовсе не собиралась устраивать демарш. Напротив: в 69-м в Стокгольме оккупированная страна хотела взять реванш! Хотя бы таким образом. По вполне понятным причинам на трибунах было гораздо больше болельщиков из ЧССР, чем невыездных советских граждан. В руках они держали плакаты с надписями типа "В хоккей выигрывать - это не людей танками давить". Эти матчи были беспрецедентными по своей жестокости, причем чаще всего односторонней. Сборная СССР дважды проиграла чехам, но по очкам опять вышла на верхнюю ступеньку. Тогда-то и навернулись слезы на глаза наших парней...
Нынешние не заплачут. Даже если выиграют московский чемпионат. Что им российский триколор, когда с младых ногтей, во всяких там юношеских секциях, они усваивают два главных ориентира в жизни: НХЛ и гонорар. А, получив это, матчи за честь своей Родины воспринимают лишь с точки зрения их удобства или неудобства для личного графика. И, выйдя на площадку, думают лишь о том, как бы не испортить реноме в глазах заокеанских владельцев. Не заплачут и болельщики на трибунах, и зрители у телеэкранов. Ну разве что единицы. Обидно за державу.
ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ
В последнее время Первый вообще порадовал целой обоймой хороших документальных проектов. Без кликушества, без высосанной из пальца патетики. Их не было даже там, где они, казалось бы, неизбежно должны были присутствовать. Вот, к примеру, фильм, посвященный судьбе. В прямом и самом широком толковании этого слова. Так есть судьба или нет ее? По отношению к этому вопросу человечество делится примерно поровну. Одни уверены, что жизнь каждого расписана сверху до мелочей, и все их действия, казалось бы, произвольные, на самом деле предопределены заранее. Другие не сомневаются, что строят свое будущее сами. Представляете, каких страстей можно было бы напустить, каким роковым голосом вещать из-за экрана! Шел человек на работу, вдруг зачем-то перешел на другую сторону улицы - и тут ему кирпич на голову! Во, судьба! Нет, ничего подобного в фильме нет. Авторы просто и без затей рассказывают свои истории.
Елена Швачева жила в Каспийске вместе с мужем-офицером и тремя маленькими сыновьями. В 1997 году во время взрыва дома все ее любимые мужчины погибли. Поначалу думала наложить на себя руки, но через силу стала жить дальше. Встретила человека, тезку своего покойного мужа и тоже офицера, полюбила его. Теперь у них трое сыновей. Судьба?
Молодой парень после армии пошел работать трактористом. Накануне гадалка сказала: "Не надо, погибнешь!" Не послушался. Через два года его трактор перевернулся, парня придавила полуторатонная махина. Чудом остался жив. Полгода провалялся на больничной койке. Оклемался - опять пошел работать на трактор. Через несколько лет на него наехал восьмитонный Т-150. И он опять уцелел. И благополучно доработал до пенсии, пережив еще несколько аварий. Несмотря на зловещее пророчество. Не судьба?
Что важно, авторы не навязывают свою точку зрения. Вам самим решать, к какой части человечества себя отнести.
ESSE HOMO!
И еще о судьбе. Что так пыжатся телевизионщики, стараясь облепить биографии своих знаменитых героев толстым-толстым слоем многозначительности? Зачем искусственно подгоняют их жизни под "последние 24 часа"? Ведь судьба каждого человека неповторима. И даже если жили долго и счастливо и умерли в один день, то это не значит, что ничего яркого в счастливой жизни этой и не было. А уж каждый выдающийся человек, хотя бы в силу самой своей неординарности, дает такой богатый материал для размышлений, что и выдумывать ничего не надо.
И вот примеры. Пару недель назад тот же Первый показал фильм, посвященный Юрию Айзеншпису. По биографии этого человека можно писать сценарий сериала. Там все будет. И преступление (валютные операции), и наказание (общий срок более 17 лет), и столь любимая НТВ зона (а также побег из нее). Смена режимов и взглядов (когда Айзеншпис вышел на свободу, люди, занимающиеся валютой, оказались в почете). Мир шоу-бизнеса с его славой (продюсирование группы "Кино"), трагедиями (смерть Виктора Цоя). И преждевременная смерть от болезней, заработанных в лагерях. Но весь этот сериал уместился в полуторачасовой рассказ разных людей, из которого можно было сделать вывод о том, что не было на свете человека счастливее, чем герой этого фильма. И не было несчастнее. Не было порядочнее. И страшнее.
Однажды к Айзеншпису пришел смазливый мальчик, попросил прослушать свои записи. Таких приходило много, и Юрий Шмильевич про него забыл. Потом вспомнил, но запись его не вдохновила. Дал послушать Алибасову, и тот сказал, мол, не возись, все равно из паренька ничего не получится. И тогда Айзеншпис вызвался раскрутить своего просителя на спор. И раскрутил. И Влад Сташевский стал известен и моден. Судьба? Для Сташевского - может быть. Для Айзеншписа - работа.
Другой фильм - "Его знали только в лицо. Трагедия комика". О прекрасном актере Алексее Смирнове. Его на днях повторила "Россия". Вот ведь человек был! На экране всегда улыбался, был открыт и прост. Все думали о нем: душа общества. Но в жизни был замкнутым, страшно одиноким. Все время заботился о тяжело больных жене и маме. Часто вспоминал войну, на которой получил два ордена Славы. Жалел, что из-за тяжелейшей контузии не дошел до Берлина и не получил третий. Но что поделаешь, судьба! Или не судьба?..
Хорошие фильмы. Одно жаль: начинаются они, когда все нормальные люди уже спят.