«Да пофиг нам этот Крым»: Ельцин отказался присоединять полуостров

Об этом рассказал его соратник, бывший вице-премьер правительства РФ Михаил Полторанин

Первый президент России Борис Ельцин отказался присоединять Крым в 1990-е годы. Об этом заявил его соратник, бывший вице-премьер правительства РФ Михаил Полторанин.

По его словам, команда Ельцина рассчитывала на сделку с Украиной по присоединению Крыма к РФ. В обмен Москва была готова 10 лет бесплатно поставлять Киеву газ. Однако Ельцин, по словам Полторанина, отказался это делать.

«Это была хорошая сделка. Но Крым (планировалось) не просто бесплатно захапать, а сделать автономией, открытой для нас, для Украины. Ельцин не захотел. Он говорит: «Да нафиг нам этот Крым, этот Севастополь — у нас в Питере свободные пирсы есть, мы туда перебросим флот», — рассказал Полторанин в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону.

В декабре 2019 бывший глава администрации Ельцина Сергей Филатов рассказывал, что после развала СССР пришлось оставить Крым и Донбасс в составе Украины, потому что перед Москвой стояла проблема ядерного оружия. При этом, по словам Филатова, в 1991 году делегации из Крыма, Донецкой и Луганской областей Украины просили принять их регионы в состав России.

А до этого бывший руководитель крымского обкома КПСС Леонид Грач, занимавший этот пост в августе 1991 года, считает, что первый президент Украины Леонид Кравчук отдал бы России Крым ради сохранения власти.

Он упомянул заявление Ельцина во время одного из его визитов в Крым уже после отставки – в 2001 году. «И я говорю: «В Крыму ходит один «анекдот», Борис Николаевич. Кто из вас троих в Беловежской пуще был самый трезвый?» Когда я сказал слово «трезвый», его передернуло, но он велел продолжать. Я и сказал: «Говорят, что Кравчук». Он: «Почему?» Я ответил: потому что Крым себе оставил», — вспомнил Грач о застолье с участием Ельцина в Крыму.

В ответ Ельцин, по словам Грача, разразился ругательством в адрес Кравчука. «Если бы я захотел, я тогда бы провел линию по карте от Харькова до Измаила – это все мое». Эти слова тогда Ельцин сказал», — добавил бывший партийный чиновник.