04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА РОДИНЕ ИХ НЕ ЖДУТ

Надеждина Надежда
Опубликовано 01:01 05 Июня 2001г.
После развала СССР в Россию хлынул поток вынужденных переселенцев. Люди уходили из очагов вооруженных конфликтов, спасались от этнической дискриминации... За прошедшие десять лет многое изменилось, поток переселенцев сильно сократился. А миграционная политика по-прежнему ориентирована на беженцев и, похоже, зашла в тупик. Какой она должна быть сегодня? Об этом наш корреспондент беседует с начальником лаборатории Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидатом географических наук Жанной ЗАЙОНЧКОВСКОЙ.

- Согласно прогнозу Госкомстата к 2015 году численность населения России сократится на миллионы. И если до 2010-го уменьшение трудовых ресурсов может быть компенсировано за счет трудоустройства безработных, привлечения пенсионеров, то дальше работников будет не хватать практически во всех сферах народного хозяйства. Уже в 2000-м, первом году экономического роста, Россия столкнулась с дефицитом рабочих рук. Количество безработных уменьшилось на 19 процентов, а число вакансий выросло в полтора раза.Требуются и станочники, и маляры, и штукатуры, и каменщики, и печники. Короче, если экономический рост примет устойчивый характер, возникнет острый дефицит трудовых ресурсов.
Конечно, многие западные страны интенсивно развиваются, не наращивая занятости в производстве. Но, во-первых, нам до их уровня производительности труда очень далеко. Во-вторых, там значительная часть промышленного производства размещена в государствах третьего мира с дешевой рабочей силой. И главное - в период значительной естественной убыли трудоспособного населения, которую западные страны пережили несколько десятилетий назад, все они проводили активную иммиграционную политику, потому что не могли обойтись собственными ресурсами.
- Выходит, экономический подъем заставит нас по-новому оценить значение миграции?
- Безусловно. Стратегическая миграционная политика предполагает создание благоприятного социального климата для жизни мигрантов - формирование доброжелательного отношения к ним, разработку правового поля, в рамках которого можно предоставлять приезжим вид на жительство, разрешать трудовой найм, частное предпринимательство, обзаведение и владение собственностью.
- Но в России большинство населения относится к мигрантам недружественно, опасается их...
- А можно ли было ожидать иного, когда в обществе всеми средствами создается образ мигранта-преступника, которого надо остерегаться, всячески избегать? Две трети горожан - мы проводили исследования в Москве, Нижнем Новгороде, Смоленске - действительно относятся к приезжим откровенно отрицательно. Это при том, что более половины горожан - сами мигранты в первом-втором поколении...
- И что тут можно сделать?
- Первоочередная задача, как мне кажется, заключается в создании благоприятных условий для миграции в Россию из стран СНГ и Балтии. Это ведь наши бывшие граждане, в подавляющем большинстве свободно владеющие русским языком и хорошо знающие условия жизни в стране. В 90-е годы Россия получила беспрецедентный миграционный прирост за счет этих стран - 4,3 миллиона человек. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы восполнить естественную убыль населения в те годы. Нынче же приток переселенцев в Россию из бывших советских республик быстро сокращается - в 2000 году их было всего 350 тысяч.
Социологические исследования фиксируют по-прежнему высокое, иногда даже растущее число желающих выехать в Россию из Казахстана и стран Азии, откуда идет основной поток переселенцев. Если люди не решаются ехать, то в основном потому, что их сдерживают бюрократические процедуры, разного рода трудности при регистрации, оформлении визы на жительство, милицейский рэкет и чиновничий произвол.
- Что тут можно предпринять?
- В соответствии с проектом Федерального закона, который внесен в Думу, российское гражданство иммигранты уже не смогут получать автоматически. Предполагается ввести 3-5-летний срок его ожидания, а вопрос о предоставлении гражданства будет решаться в индивидуальном порядке президентом страны. Важно устранить необоснованные законодательные и административные препятствия, мешающие въезду мигрантов из стран СНГ и Балтии. Речь прежде всего об обеспечении социальных гарантий - право на образование, медицинскую помощь необязательно увязывать с гражданством. В ожидании его получения человек вправе нормально жить, трудиться, учить детей, лечиться, приобрести жилье.
Есть еще одна сторона коллизии. Многие жители стран СНГ приезжают в Россию временно, чтобы подзаработать. Они регулярно посылают деньги родным. Огромные средства уходят за рубеж, и некоторые склонны видеть в этом угрозу экономической безопасности страны. На мой взгляд, это неверно. Гораздо важнее то, что "гастарбайтеры" обеспечивают хотя бы относительную стабильность на границах России. А стабильность - тоже важный фактор, за который нужно платить.
- А что можно сказать о незаконной миграции из-за пределов бывшего СССР?
- Прежде всего о самом термине. Я бы не называла "незаконными" мигрантами студентов из африканских, азиатских и латиноамериканских стран, окончивших наши вузы и не пожелавших возвращаться домой из-за гражданских междоусобиц и этнического геноцида. Или вьетнамцев, нанятых на работу на наши предприятия еще во времена СССР. Эти иммигранты больше десяти лет живут в России, адаптировались к ее условиям, обустроились, так или иначе зарабатывают на жизнь, а их по-прежнему относят к категории "незаконных" и не предоставляют им вид на жительство.
- А как быть с китайскими иммигрантами? Правдами и неправдами они заселяют наш Дальний Восток, это тревожит местных жителей...
- Надо регулировать китайскую иммиграцию, не отдавать ее во власть стихии. В перспективе китайцы будут составлять существенную долю на рынке труда в России, и важно заранее нарабатывать опыт сотрудничества с ними. Уже сейчас можно смелее позволять им открывать собственные магазины и кафе, привлекать на те рабочие места, которые не склонны занимать россияне.
Труд - только это поможет мигрантам интегрироваться в наше общество. Поскольку возможности государства сейчас очень ограниченны, надо создать такие условия, при которых "гости" смогут сами решать свои проблемы.
По расчетам специалистов, за 2005-2010 годы мы потеряем 3,2 миллиона человек, а за 2010-2015 годы - 5,2 миллиона. Старики уйдут на пенсию, молодое поколение не сможет в полной мере заменить их в сфере труда. Восполнить недостаток трудовых ресурсов можно будет только за счет иммиграции. Не подготовившись к демографическому обвалу, Россия вынуждена будет открыть двери всем желающим, а это станет уже реальной угрозой безопасности страны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников