03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПЛАТИТЬ НЕ НУЖНО

Воронов Глеб
Опубликовано 01:01 05 Июня 2001г.
Последние дни мая этого года можно назвать поистине определяющими для российского ТЭКа. Изменения, происходящие в отечественной нефтегазовой отрасли, очевидно, повлияют на развитие нефте- и газодобычи на несколько лет вперед. Причем изменения эти можно назвать позитивными - об этом говорит хотя бы повышение курсовой стоимости акций Газпрома. А это значит, что российские и иностранные инвесторы с воодушевлением воспринимают меры, предпринимаемые президентом Владимиром Путиным и правительством для сохранения работоспособности добывающей отрасли, повышения прозрачности работающих в этой сфере компаний, улучшения инвестиционного климата в ТЭКе.

В последнюю неделю мая произошло событие, которое на фоне кадровых перестановок в Газпроме прошло практически незамеченным. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, подготовленный после длительных консультаций Минэкономразвития, Минфина и группой депутатов совместно с представителями нефтяных компаний - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (СРП). Он предусматривает дополнение закона новой, упрощенной схемой раздела продукции так называемым "прямым разделом" продукции без уплаты налога на прибыль.
Принятие этого закона, думается, с уверенностью можно назвать прорывом: Государственная Дума и правительство при участии российских нефтяников смогли наконец создать условия для реальной работы механизма соглашений о разделе продукции. Как известно, закон "О СРП" от 1995 года до сих пор множество раз видоизменялся. В него была внесена масса изменений, но до сегодняшнего момента практически ни одно из соглашений так реально и не заработало. Ситуация изменилась лишь после того, как президент Владимир Путин фактически взял вопрос об СРП под личный контроль.
На международной конференции "СРП-2000", проходившей в Южно-Сахалинске, президент назвал механизм СРП ключевым и важнейшим элементом инвестиционной политики государства и высказался за упрощение его механизма с целью привлечения как иностранных, так и российских инвесторов к реализации подобных проектов. С полным правом теперь можно утверждать: наконец-то началась реализация программы, направленной на активизацию работы по разработке проектов на условиях СРП и повышению инвестиционной привлекательности нефтяной отрасли. Да и всей российской экономики.
Чем же отличается данный законопроект от всех изменений и поправок, ранее внесенных в закон "О СРП"? Главное отличие в том, что схема "прямого раздела" дает инвестору гарантии неизменности налогового режима на протяжении всего времени реализации проекта: все налоги и сборы заменяются единым платежом, а пропорции раздела продукции будут оговариваться отдельно каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.
Предыдущий вариант закона не позволял инвесторам выстраивать финансовую стратегию на длительный срок - 15-20 лет: именно столько времени требуется для реализации масштабного проекта в нефтедобыче - от первой скважины до стабильной промышленной разработки и получения инвестором прибыли, окупающей затраты на реализацию проекта. Наше налоговое законодательство постоянно претерпевает какие-либо изменения, а это, в свою очередь, ведет к тому, что инвестор может в любой момент столкнуться с неожиданным повышением того или иного налога. И в этом случае инвестор ничего не сможет сделать, так как договор заключается на много лет вперед.
Новая редакция закона дает инвестору определенную свободу действий: если его не устраивает "прямой раздел", он может использовать традиционный вариант (с обязательным учетом мнения государства в каждом отдельном случае). То есть гарантируется соблюдение интересов обеих сторон - и государства, и инвестора. Последний получает гарантии на долгосрочную перспективу по количеству продукции, остающейся в его распоряжении. Это позволяет инвестору планировать доходы и расходы на много лет вперед, а кредиторы получают гарантии возврата предоставленных средств в срок и в полном объеме, что скажется на условиях финансирования. Государство также станет четко планировать свои расходы и доходы - определенную, установленную соглашением норму сырья, гарантированно обеспечивать свои потребности в нефти и нефтепродуктах на внутреннем рынке. К тому же у него отпадает необходимость вести контроль за деятельностью инвестора, правильностью уплаты многочисленных налогов.
Режим "прямого раздела" не только привлечет инвестиции в разработку новых проектов. С помощью этого налогового режима удастся возродить старые, разрабатываемые не одно десятилетие месторождения, а также вовлечь в разработку множество малых месторождений. Дело в том, что для небольших нефтяных компаний традиционная схема СРП практически недоступна из-за высокой стоимости работ. Упрощение процедуры СРП снизит эту стоимость, даст шанс небольшим нефтяным компаниям работать с большей выгодой и перспективой дальнейшего развития. По мнению экспертов, "прямой раздел" в состоянии повысить нефтедобычу на малых месторождениях на 30 млн. т нефти в год.
Схема "прямого раздела" дает равные возможности как для российских, так и для иностранных инвесторов. Правда, некоторые западные нефтяные компании выражают беспокойство по поводу того, что новая практика приведет к двойному налогообложению для зарубежных инвесторов - уплата единого налога в России, а затем и налога на прибыль в своем государстве. Однако все эти сложности легко устраняются изменением формы участия иностранных инвесторов в СРП - например, созданием СП или включением в проект российских участников.
Некоторые западные нефтяные компании начали работать на российских месторождениях еще до вступления в силу закона "О СРП". Это касается, в частности, проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Естественно, они заинтересованы в сохранении выгодного для себя режима, при котором доходы в федеральный бюджет находятся на весьма низком уровне, а на государство ложится большая нагрузка в виде возмещения НДС, компенсирования затрат инвестора и расходов по подготовке СРП.
Новый же вариант гарантирует не только выгоду и привлекательность участия в проекте для зарубежного инвестора, но и защищает интересы государства, а также повышает возможности российских инвесторов в конкурировании с западными компаниями. Именно эти параметры закладывались президентом как основополагающие в стратегии дальнейшей работы над реализацией механизма СРП.
Одобренный Госдумой законопроект о "прямом разделе" передан в Совет Федерации и в дальнейшем будет рассматриваться главой государства. Теперь можно с уверенностью утверждать, что работа по внедрению СРП в российскую добывающую отрасль сдвинулась с мертвой точки. К тому же само появление такого законопроекта говорит о том, что вопреки общепринятому мнению о нежелании отечественных компаний вкладывать деньги в долгосрочные и рискованные проекты, российские нефтяники не просто заинтересовались возможностью инвестирования в нефтедобычу, но и пытаются изыскать для этого правовые возможности. Итак, предстоит запустить в работу заключенные, но не действующие СРП по крупным российским месторождениям, обеспечить приток средств в российский ТЭК и приносить госбюджету до 2,5 млрд. долл. ежегодно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников