ПОСАДИТЬ БЫ ПОЛИТИКОВ ЗА ПАРТУ

На конкурсе "Учитель года Москвы-2002" обладателем специального приза газеты "Труд" и победителем в двух номинациях "Общественное признание" и "Вдохновение и педагогический артистизм" стал молодой учитель физики столичной школы N 1216 Павел Викторович Пономарев. Сегодня он - гость нашей редакции.

- Павел, как вы попали в финал?
- Каждый участник конкурса прошел испытания на разных уровнях: районном, окружном, городском. В тех, кто вышел в финал, жюри всматривалось еще пристальнее. Задания были построены таким образом, чтобы высветить, словно рентгеном, не только профессиональное мастерство, но и то, что спрятано у учителя в его душе, мыслях.
- Нищенская зарплата ставит российского педагога в достаточно унизительное положение... Что побудило вас стать учителем?
- Решил стать педагогом еще в пятом классе. Перед глазами был яркий пример - мой тренер по плаванию Сергей Дмитриевич Исайчиков. Своей увлеченностью спортом он так заражал мальчишек, что в лидеры выбивались даже отъявленные лодыри. Сейчас Сергей Дмитриевич - заведующий плавательным сектором в спорткомплексе "Олимпийский". Мы до сих пор общаемся.
- Жена тоже учитель?
- Нет, Ольга по профессии инженер-теплотехник. Сейчас не работает, сидит дома с двухмесячной Анастасией и четырехлетней Екатериной.
- В семье, выходит, один-единственный добытчик - вы. Подрабатываете помимо школы?
- На приработки ни сил, ни времени не хватает: уроки, подготовка к ним, общественная работа, чтение научной литературы... Конечно, хотелось бы получать за свой труд больше, иметь машину, отдельную квартиру - мы живем вместе с родителями. Но надо уметь радоваться и тому, что имеешь. А главное, в любых жизненных обстоятельствах оставаться порядочным человеком.
- Какое задание на конкурсе потребовало от вас наибольшего напряжения?
- Напряжения-то как раз и не было. Общественное жюри, состоявшее из московских "учителей года" прошлых лет, сделало все для создания на конкурсе творческой и непринужденной атмосферы. Самым сложным заданием оказался урок-панорама - для всех участников его тема была одинаковой: "Самого главного глазами не увидишь". Редко учителю нравится его урок, но тут на меня, видимо, накатило вдохновение...
- О чем же вы говорили с учениками?
- О том, чего и впрямь глазами не увидишь - об электрическом токе.
- Как относитесь к перспективам тестирования детей на экзамене по физике?
- С одной стороны, тесты весьма удобны для учителей: можно быстро их провести и быстро проверить. Но с другой - ничто лучше не раскроет знаний ученика, чем индивидуальное общение. Ребенку легче, психологически спокойнее, когда он общается с учителем. А когда у него перед глазами лишь листочек бумаги и 12 минут, чтобы сообразить, вспомнить... Сама форма тестирования изначально предполагает серьезную, продуманную подготовку вопросов и заданий. Только тогда она имеет право на существование.
- Как относитесь к собственному карьерному росту?
- Для меня недосягаемая вершина в нашей профессии - народный учитель России Мария Андреевна Комлева. Политикам пообщаться бы месячишко с этим умнейшим педагогом и добрейшим человеком, - глядишь, и взгляды правительства на учительство изменились бы, да и жизнь стала лучше. Конечно, каждому учителю нужно развиваться дальше, расти. Какими будут мои завтрашние "планки" - учительскими, научными, управленческими, политическими - покажет жизнь. Желаний много, но по щучьему веленью ничего не получится. Как говорят, самые плохие дела - дела незавершенные.