УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР

Километрах в 60 к северу от Нью-Йорка река Гудзон делает резкий поворот, образуя из берега острый угол. Во время войны за независимость здесь был форт, а река была перегорожена цепью, весившей более 65 тонн - чтобы не прошли английские корабли. В этом месте, которое назвали Вест-Пойнт (Западное Острие), декретом президента Джефферсона была основана военная академия того же названия, ставшая самым престижным учебным заведением по подготовке офицерских кадров.

Отсюда вышла, как говорят американцы, "длинная шеренга" людей, в том числе всемирно знаменитых, на всех этапах составлявших костяк вооруженных сил. Президенты выступали в Вест-Пойнте не так часто, но если уж считали нужным произнести речь в его стенах, то это всегда было нечто экстраординарное, предназначенное не только для ушей курсантов.
Джордж Буш - лишь 12-й по счету президент, который использовал эту трибуну для того, чтобы довести до всех и каждого, в чем заключается суть политики его администрации. Благо, что повод для этого имелся: Буш прибыл на выпускное торжество академии в год, когда она празднует свое 200-летие. И в этом 52-минутном выступлении окончательно сформулировал свою доктрину, наметки которой прозвучали осенью прошлого года, после террористических ударов 11 сентября.
Как не преминула заметить газета "Вашингтон пост", президент полностью отошел от тех позиций, которые он занимал два года назад. В ту пору он критиковал тогдашнего хозяина Белого дома Клинтона за то, что он пытается быть "всемирным полицейским", ориентируется при выборе внешней политики на мнения чужестранцев и тратит слишком много денег на помощь зарубежным странам без прямой выгоды для США. В Вест-Пойнте Буш декларировал обратное: его политика зиждется на защите мира от терроризма и тирании, на поддержании мирного баланса путем укрепления отношений между великими державами, на стимулировании свободных и открытых обществ на всех континентах.
Но это лишь, так сказать, обертка из общих слов, а сердцевина ее, похоже, еще больше напугает европейских союзников США, которым оказалось не очень по душе неоднократно высказанное Бушем намерение "изъять из обращения" Саддама Хусейна и его режим. Буш сказал: что доктрина "холодной войны", состоявшая в том, что потенциального агрессора сдерживал страх перед ответным сокрушительным ударом, "теряет смысл перед лицом призрачного врага, не имеющего ни территории, ни граждан, которых нужно оберегать". К этому он добавил, что сдерживание репрессивных режимов в рамках их государственных границ невозможно, когда "неуравновешенные диктаторы с оружием массового уничтожения могут доставить его ракетами или тайно передать его союзникам-террористам".
В речи не содержалось уже привычной угрозы в адрес Ирака, но Буш использовал этот случай, чтобы еще раз подтвердить свою убежденность в справедливости характеристики "ось зла", которой он наградил Иран, Ирак и Северную Корею. Так же, как и приверженность известной формуле Рейгана "мир посредством силы". Пообещав выпускникам, что вооруженные силы США будут столь сильны, что это сделает бессмысленной новую гонку вооружений, президент призвал их быть готовыми к тому, что им придется защищать безопасность своей страны далеко за ее пределами.
Буш прямо заявил, что Соединенные Штаты первыми нанесут удар там, где почувствуют исходящую для них опасность. "Войну против терроризма, - подчеркнул он, - нельзя выиграть, только обороняясь. Мы должны настигнуть врага там, где он находится, поломать его планы и упредить угрозу прежде, чем она реально возникнет. Если мы будем ждать, пока она материализуется, мы спохватимся слишком поздно". Газета "Вашингтон таймс" назвала это заявление "обетом превентивных ударов", отметив при этом слова самого же Буша, что террористические группы рассеяны более чем по 60 странам.