"ПРОРУБАЮТ ОКНО" К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ

Сбербанк России и государственная компания ОАО "АК "Транснефть" заключили соглашение о намерениях, в котором речь идет о кредитовании инвестиционных проектов на сумму 900 миллионов долларов. Первые подписанные на днях договоры предусматривают выделение Сбербанком уже в июне нынешнего года 10 миллиардов рублей для финансирования проекта "Расширение Балтийской трубопроводной системы". До конца 2003-го сумма может быть увеличена до 16,8 миллиарда рублей. Это один из крупнейших инвестиционных кредитов, предоставленных Сбербанком.

Для России реализация проекта имеет очень важное значение. Транзит нефти через прибалтийские страны стоит недешево и, кроме того, дает возможность зарубежным партнерам диктовать свои условия. Балтийская трубопроводная система (БТС) позволит, образно говоря, "прорубить северное окно" для непосредственного экспорта нефти в страны дальнего зарубежья. Не один год ученые, специалисты, государственные деятели говорили о необходимости строительства БТС, что даст не только огромный экономический выигрыш, но и обеспечит транзитную независимость России от прибалтийских государств. Никто не спорил, власти признали это важнейшей задачей, связанной с экспортом российской нефти, приоритетным направлением по северному и северо-западному маршруту. Но практическая реализация началась менее трех лет назад.
В 2000 году компания "Транснефть" приступила к сооружению первой очереди трубопроводов. Огромная стройка была завершена всего за 18 месяцев (вместо 40 по нормативам). Эксплуатация новой сети началась в декабре 2001-го. Трубопроводы позволяют прокачивать 12 миллионов тонн нефти в год. Но этого при наших масштабах явно недостаточно. Теперь предстоит существенно расширить сеть. Вторая очередь увеличит экспортные мощности России, имея в виду экспорт нефти через порт Приморска Ленинградской области, до 42 миллионов тонн в год.
О плодотворном сотрудничестве Сбербанка и крупнейшей в мире нефтепроводной компании, имеющей сеть магистральных трубопроводов протяженностью 48,7 тысячи километров и обеспечивающей транспортировку 93 процентов добываемой в стране сырой нефти, рассказали журналистам президент, председатель правления Сбербанка России Андрей КАЗЬМИН и председатель правления, президент "Транснефти" Семен ВАЙНШТОК.
Одним из первых совместных проектов было строительство на территории Ростовской области (в обход Украины) нефтепровода "Суходольная - Родионовская". Это решение тоже было вызвано прежде всего экономическими соображениями. Плата за перекачку нефти по украинской территории значительно превышала разумные пределы. Для сооружения нефтепровода Сбербанк предоставил "Транснефти" кредит на три года в сумме 5,5 миллиарда рублей. Ввод в эксплуатацию нефтепровода "Суходольная - Родионовская" обеспечивает транспортировку 37 миллионов тонн нефти в год. Она идет в порт Новороссийска, также к Новошахтинскому нефтеперерабатывающему заводу. Важно, что "Транснефть" производит расчеты с банком точно в срок.
- Новый кредит для строительства второй очереди, - сказал Андрей Казьмин, - будет предоставлен как в отечественной, так и в иностранной валюте, причем в равных долях. Что же касается обеспечения, то им служат финансовые потоки, получаемые от перекачки нефти. Хотел бы особо отметить, что горизонты нашего сотрудничества постоянно расширяются.
- Нефтяные компании увеличивают добычу, и поэтому необходимо постоянно расширять трубопроводную сеть, - подчеркнул Семен Вайншток. Строительство второй очереди трубопроводов увеличит их мощность до 42 миллионов тонн нефти. А реализация третьего этапа позволит перекачивать 62 миллиона тонн. Но в ближайших планах - строительство сети протяженностью 708 километров. Диаметр труб - 1020 миллиметров. Сколько времени нам потребуется? Если объекты первого этапа мы осилили за 18 месяцев вместо 40, то нынешний проект, надеюсь, реализуем за 15. Я благодарен Сбербанку, который предложил лучшие условия, чем западные кредитные учреждения. Переговоры были трудные, но это вполне нормально. В Сбербанке - специалисты, отличающиеся высоким профессионализмом, и с ними приятно работать. У нас впереди еще много проектов, поэтому наше партнерство будет продолжаться.
Сотрудничество Сбербанка и "Транснефти", направленное на финансирование масштабных инвестиционных проектов и программ, отвечает не только взаимным интересам двух гигантов, но и способствует укреплению отечественных предприятий, всей российской экономики.
На пресс-конференции журналисты задавали также вопросы и по другим темам. В частности, речь шла о продолжающемся быстром обесценивании американского доллара. Как на это реагирует население?
- Граждане сейчас активно продают валюту - в полтора-два раза больше, чем раньше, - ответил Андрей Казьмин. - Рубль сегодня действительно укрепляется, однако на валютном рынке, как известно, тенденции могут быстро меняться. Пытаясь выиграть несколько копеек, многие граждане не думают о том, что приходится платить комиссионные в обменном пункте. В конечном итоге выигрыша вообще может не быть или он окажется очень небольшим. Что же касается банковских вкладов, то здесь тенденция вполне благоприятная: вклады все чаще размещаются на длительные сроки. Этому в немалой степени способствуют привлекательные процентные ставки. Сегодня средний срок превышает 450 дней. Без такой ресурсной базы мы не могли бы конкурировать с западными банками, не имели бы возможность кредитовать такого крупного заемщика, как "Транснефть".