ДАЛЕКО ОТ НАС ИСПАНИЯ...

Признаюсь, во время концерта Хосе Каррераса в Московском международном доме музыки все время

Признаюсь, во время концерта Хосе Каррераса в Московском международном доме музыки все время вспоминал фразу, произнесенную маэстро накануне на пресс-конференции словно бы даже с извинительной интонацией: "Ну эта программа не вполне классическая. Вот в будущем приеду и, возможно, спою оперный репертуар... "
Действительно, на сей раз не отпускало ощущение какой-то второсортности репертуара. Все эти Коста, Гастальдони и прочие итальянские авторы романсов не первой руки, похоже, лишили энтузиазма и публику, и самого исполнителя. Да и новый симфонический оркестр Владимира Спивакова, в общем уже нашедший признание у нашей сердитой критики, нынче играл скучновато, повинуясь палочке племянника Каррераса - Давида Хименаса.
Несколько оживилась атмосфера лишь во втором отделении. Особенно после эмоциональной встряски, когда солист поднял зал на ноги известием о кончине своего великого коллеги и друга Николая Гяурова. Скорбно и страстно прозвучал романс Рендине "Я бы хотел", вслед за чем оркестр исполнил сверх программы знаменитое адажио из "Спартака" Хачатуряна. И дальше все пошло по нарастающей. Наконец "проснулся" по-настоящему легендарный сладкозвучный голос певца, а знакомую многим еще по школьным урокам пения "Санта Лючию" слушатели встретили овацией...
Обещанный "русский сюрприз" оказался скромнее, чем мы ожидали: это романс Чайковского "Был у Христа-младенца сад", спетый, однако, не по-русски и даже не по-испански, а по-французски. Правда, с патетической слезой, отнюдь не подразумевавшейся композитором. Тут снова вспомнилась пресс-конференция, на которой гастролер обнаружил странное нелюбопытство к культуре нашей страны: на вопрос, какого он мнения об искусстве великих русских теноров Козловского и Лемешева, гость ответил, что... никогда не слышал их пения! "Может, вы поможете мне с ним познакомиться?" - с милой наивностью обратился дон Хосе к журналистам. Да, далеко от нас Испания. Хотя вон Глинка еще 160 лет назад доехал и сочинил свои гениальные увертюры, в которых впервые явил миру испанские народные мелодии во всем блеске своего оркестрового мастерства. Рядом с которым обработки тех же мелодий некоторыми испанскими авторами (увы, они, а не Глинка, были представлены в программе) кажутся ученическими...
Ну и как не посетовать на то, что акустика Большого зала Дома музыки, в принципе строившегося для классической музыки, такова, что даже мастерам уровня Каррераса приходится петь в микрофон. Так стоит ли платить немалые деньги (от одной до двадцати пяти тысяч рублей), чтобы слушать электронную подзвучку, словно на каком-нибудь стадионе?
Может, именно поэтому на нынешнем концерте практически отсутствовали известные музыканты, артисты и прочие ВИП-персоны. Да и публика подобралась случайная. Забавно: в перерыве один очень дорого одетый молодой человек подошел за автографом... к вашему покорному слуге. Может, спутал мою щетину с каррерасовской и решил, что это мэтр вышел в фойе погулять?