БОИ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Небольшой немецкий курортный городок Хайлигендам, где завтра начинается встреча лидеров "большой восьмерки", в последние дни напоминает осажденную крепость. Место встречи президентов и премьеров - отель "Кемпински" - обнесено по периметру забором из колючей проволоки. Высота это ограждения - 2,4 метра, длина - 13 километров, цена - 12,5 миллионов евро. Почти по миллиону за километр! Дороговизна объясняется тем, что "заборчик" напичкан самой современной электронной аппаратурой.

В городе и его окрестностях сосредоточено 16 тысяч полицейских и 2 тысячи солдат бундесвера. Но, судя по всему, власти чувствуют себя неуверенно, поэтому после долгих дискуссий о конституционных правах все же приняли решение с 30 мая до 8 июня запретить в Хайлигендаме любые демонстрации и массовые собрания.
Такие беспрецедентные меры безопасности вполне объяснимы, если учесть, что на саммит намерены прибыть около 100 тысяч антиглобалистов со всего мира. Поскольку в самом Хайлигендаме введен пропускной режим, то вся ударная волна антиглобалистов пришлась на соседний Росток. Здесь состоялась многотысячная демонстрация леворадикальной молодежи. По словам организаторов, в ней уже приняло участие более 80 тысяч человек. Эта манифестация стала началом кампании антиглобалистов против саммита "большой восьмерки".
Как и большинство акций левой молодежи, первая часть демонстрации проходила довольно мирно. Однако к концу манифестации на улицах Ростока появились анархисты. Одетые в характерную черную спортивную форму, с натянутыми до глаз капюшонами, члены анархистской группировки "Черный блок" устроили настоящее побоище с полицией. Они забрасывали спецназ камнями, "коктейлями Молотова", вступали в жесткие рукопашные схватки со спецназом. Полиция была вынуждена применить слезоточивый газ и водометы.
Как сообщил представитель МВД Германии, ранения получили около 400 полицейских, при этом 27 из них госпитализировано. Значительный материальный ущерб нанесен городу Ростоку. Разрушены фасады нескольких исторических зданий, разбиты витрины магазинов, сожжено несколько десятков автомобилей.
Власти опасаются еще более ожесточенных столкновений с леворадикальными группировками. Несмотря на все запреты, антиглобалисты обещали устроить блокаду аэропорта, куда должны прибыть участники саммита. Если леворадикалы не откажутся от своих планов, то Германию ожидают самые крупные массовые беспорядки за всю ее современную историю.
Как считает член бундестага от оппозиционной Свободной демократической партии Бьерн Йотцо, жесткие действия полиции вызвали эффект бумеранга - привели к мощной консолидации левых молодежных группировок. "Конечно, правительство Германии несет ответственность за безопасность приглашенных на саммит гостей, - считает Бьерн Йотцо, - однако нельзя мешать в кучу экстремистов и мирных демонстрантов, одним махом вводя запрет на свободу собраний". По мнению политика, одной из предпосылок демократического государства является то, что протесты митингующих могут быть услышаны теми, кому они направлены.
Нынешний всплеск молодежного бунта многие сравнивают со студенческими волнениями в конце 1960-х, которые тогда охватили многие европейские столицы. Однако в отличие от движения хиппи, являвшееся главной пружиной тех событий, антиглобалисты представляют из себя более пеструю смесь. Здесь смешались и "зеленые", и анархисты, и молодые люди с левыми убеждениями. Достаточно взглянуть на атрибутику групп и группок, собравшихся под зонтиком антиглобалистского движения, чтобы понять тот хаос, который царит сейчас в головах юных леваков. Рядом с портретом Че Гевары видим портреты лидеров мусульманских фундаменталистов, майки с изображением председателя Мао соседствуют с трудами анархистов Кропоткина и Бакунина. Направить протестный поток в нужное русло - мечта многих вождей и партийных лидеров.
До сих пор остается не ясным, кто финансирует антиглобалистов. Ведь как заявляют они сами, на подготовку протестных акций в Ростоке ушло более 200 тысяч евро. Чтобы получить ответ из первых рук, корреспондент "Труда" обратился к одному из лидеров антиглобалистского движения директору Венского института мультикультурных исследований и развития Лео Габриэлю.
- У нас нет генеральных секретарей и партийного аппарата, поэтому нам на борьбу не нужны астрономические суммы, - сказал Габриэль. - Достаточно добровольных пожертвований. Конечно, у нас есть свои фонды. Например, они оплачивают приезд и участие в акциях наших соратников из той же России и других стран Восточной Европы, у которых просто нет денег на поездки. На эти же средства публикуется пропагандистская литература. Однако подобное финансирование - это конфиденциальная информация каждой отдельной организации.
...После общения с Лео Габриэлем у меня сложилось впечатление, что люди, располагающие этой конфиденциальной информацией, смогут точно спрогнозировать, куда направится безудержный поток молодежного бунта.
А пока в Хайлигендаме, в замке, где завтра встретятся лидеры "восьмерки", специально нанятые люди драят каменные полы, моют окна и постригают травку. Словно по заказу на все балтийское побережье опустился густой туман.