11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "МЫ НЕМНОГО СТАРЕЕМ, УЖЕ УСТАЛИ"

"ЕСЛИ ЧТО, ПУСТЬ СУДЯТСЯ СО МНОЙ"
- Отар Давыдович, в России, да и во всем мире, впервые

"ЕСЛИ ЧТО, ПУСТЬ СУДЯТСЯ СО МНОЙ"
- Отар Давыдович, в России, да и во всем мире, впервые вышла антология всех ваших фильмов на DVD. Такая коллекция шикарного качества и с таким оформлением - это счастье, выпадающее далеко не каждому даже очень титулованному режиссеру.
- Сам я лично затеять такое мероприятие был не в силах. Но появились люди, которым это показалось важным и интересным. Понимаете, в России настало время, когда стали появляться меценаты. В общем, в моей жизни появился такой Андрей Ильич Казьмин. Он посмотрел две картины и решил помочь выпустить коллекцию фильмов режиссера Иоселиани. Поначалу это была некоммерческая серия, но затем ее решили выпустить на рынок. Наверное, на этом даже что-то заработают.
- Как-то вы об этом без энтузиазма говорите...
- Ну а что они там заработают? Покривлю душой, если скажу, что не надеюсь в глубине души: кому-то здесь это еще надо и это может приносить доход. Но мы поработали очень серьезно, с душой. Нашли чудесных звукооператоров, сделали всю эту серию на разных языках, а я наблюдал за процессом, чтобы не было каких-нибудь ляпсусов...
- Насколько я знаю, многие картины специально для этого релиза вы озвучили сами?
- Да, я восстановил оптическую часть и звук фильма "Чугун". Эту картину вообще показывать было нельзя, потому что ее просто не существовало со звуком. Ее никто и не видел. Теперь она есть. Мне невероятно повезло, вы правы. Я смог восстановить даже многие, казалось бы, утерянные произведения.
- Однако трудностей наверняка было немало: с правами, озвучанием. Не проще было издать все это, например, во Франции?
- Я вам расскажу, какая драма происходит сейчас во Франции с фильмами Рене Клера. Их невозможно издать в одной коллекции - они принадлежат 15 разным продюсерам. И договориться с ними абсолютно невозможно. Они все ждут какого-то неминуемого, по их мнению, счастливого будущего, когда все будет стоить дорого. А мы в итоге лишены возможности смотреть эти чудесные фильмы. И даже вмешательство Французской академии не дало никакого результата. Дело в том, что во Франции сейчас действует закон, по которому автор уступает права на фильм на 30 лет. По истечении этого срока человек, которому принадлежат права, имеет возможность поторговаться с автором. Если они не сторгуются, то этот фильм может быть не показан, не издан, а будет лежать себе на полке и пылиться. В России Общество охраны авторских прав действует тяп-ляп... И слава богу. Поэтому мы имеем возможность издавать фильмы, не спрашивая согласия авторов. В этой коллекции есть некоторые картины, за издание которых ответственность на себя взял я, потому что договариваться с людьми, которые уже перепродали четыре раза права на эти фильмы, и искать настоящего правообладателя просто невозможно. Поэтому я решил, что за это отвечаю и если что - пусть судятся со мной. И если они все-таки попробуют, то сильно обожгутся - я бы не хотел быть на их месте.
- А если бы у вас была возможность поучаствовать в издании коллекций русских, советских режиссеров, за кого бы вы взялись в первую очередь?
- Я намерен этим заняться. Хотел бы издать картины Ильи Авербаха. Или фильм "Комиссар" Аскольдова. И многие другие картины, которые гниют сейчас в Госфонде, никем не востребованные. Госфильмофонд - это было такое учреждение, которое обслуживало правительство: воровало заграничные фильмы и показывало им на даче. Теперь фильмы хранятся в Госфильмофонде в ржавых коробках в ужасном состоянии. И как их выудить оттуда, вообще неизвестно.
- Ну вообще-то в Москве, например на Горбушке, можно купить практически все что угодно, даже довольно редкие фильмы...
- На Горбушке, конечно, есть все, но ворованное. Там есть собрание сочинений кого угодно. Правда, в ужасном состоянии.
"Я НИ РАЗУ НЕ СОВЕРШАЛ НИ ОДНОГО ПОСТУПКА, О КОТОРОМ БЫ ПОЖАЛЕЛ"
- Многим вы известны все-таки как режиссер фильма "Листопад". Долгое время картина была запрещена в СССР. Как бы вы посмотрели на себя того, снимающего эту картину? Что режиссер "Листопада" мог бы сказать вам сегодняшнему?
- "Листопад" вообще был очень интересной авантюрой. Я снял не тот фильм, сценарий к которому был написан. Написан-то он был о том, как молодой рационализатор борется против администрации за внедрение станка для зачистки заусенец к сердечникам трансформатора. Но получилось совсем другое. Я все-таки не хочу гордиться и хвастаться, но я ни разу не совершал ни одного поступка в кинематографе, о котором бы пожалел. Кстати, нет ничего удивительного в том, что этот фильм запретили. Я думаю, что это такое веселое издевательство над советской властью самым простым приемом - мы ее просто не замечали. А к "Листопаду" у меня отношение такое: я его давно не видел и не буду смотреть - смотрите сами и думайте что хотите.
- Вы сказали, что "Листопад" - это было веселое издевательство над советской действительностью. А как во Франции относятся к вашему веселому издевательству над французской жизнью?
- Вы знаете, дело в том, что во Франции со времен Рабле и Вольтера все издевались над французским образом жизни, над всеми причудами, которые были свойственны тому или иному слою населения. Если возьмете, например, "Мнимого больного" или "Буржуа во дворянстве", - это все издевательство. Да и в нашей стране, например, произведение "Мастер и Маргарита" - это довольно резкое отношение к нашим нравам и нашему быту. Ильф и Петров, Гоголь - это все в наших традициях, только власть предержащие очень не любят, когда над ними посмеиваются. Особенно сегодня. За всем сказанным и снятым следят основательно.
- Вы про цензуру говорите?
- Цензура, насколько я понял, в России по-прежнему процветает. Все, что про меня снимали на ТВ за время моего визита в Россию не так давно, очень основательно подстригли, многое вырезали. Так полагается. А в магазинах продается много книжек с портретом Путина - так вам и надо!
"НАМ ТОЖЕ СУЖДЕНО ЖИТЬ В ВЕСЕЛОЕ ВРЕМЯ"
- Вы, похоже, многое не приемлете в современной России...
- Не то чтобы в современной. По-моему, это сказал Карамзин своим соотечественникам во Франции, когда те спросили: "Ну скажите, как там у нас дома, в двух словах". Он сказал: "Двух слов не понадобится - одного хватит: воруют". Нам тоже суждено жить в веселое время. Печалиться по этому поводу не надо, потому что нам дано такое Отечество, в нем и будем жить, по диким правилам, которые еще больше одичали после Октябрьской революции. Они дичают и сейчас. Ничего. Мы к этим правилам уже привыкли. А за границей дело плохо - там есть права.
- Отар Давыдович, свои фильмы вы не смотрите... А чужие? Что впечатлило из последнего как человека другого поколения?
- Недавно совсем я посмотрел фильмы "Друзья Яны" Арика Каплуна - я в такой восторг от него пришел. Мы, люди моего поколения, немножко стареем, все уже устали, так что особо хвастаться нечем, мы мало что из современного смотрим, мало в чем ориентируемся.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников