04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В ОЖИДАНИИ ПЕРВОГО "ПОЦЕЛУЯ"

НЕ СТЫДНО ТОМУ, КОГО ВИДНО
У нас почему-то считается зазорным показывать, что ты пока не

НЕ СТЫДНО ТОМУ, КОГО ВИДНО
У нас почему-то считается зазорным показывать, что ты пока не так уверенно водишь машину, путаешься, переключая скорости, забываешь обозначить поворот. Ну сколько вы видите автомобилей, на заднем стекле которых висит знак, предупреждающий о том, что за рулем новичок? Мало. Особенно если учесть, что в России в водительскую когорту ежегодно вливается более двух миллионов новобранцев. Неужели почти все они так скромны и щепетильны, что стесняются подчеркивать свой статус начинающих? И еще: почему "стыдливость" не наказывается рублем?
Итак, буковку "У" можно увидеть только на учебных автомобилях, в которых рядом с "пионером баранки" сидит инструктор. После окончания курсов редкий владелец лепит знак "У" на заднее стекло - зачем портить новую лайбу?! Восклик в треугольнике "!", извещающий об опасности, тоже встречается редко. А знака "70" на багажнике слева (он говорит о максимальной скорости, с которой может ездить автомобилист) как бы и нет вовсе, хотя раньше именно с такой скоростью два года могли рассекать по всем российским дорогам те, кто недавно сел за руль. Говорят, и сейчас это правило действует, но я даже не слышал, чтобы гаишники наказывали новичков или хотя бы журили их за то, что они пренебрегают установленным для них скоростным режимом. Конечно, для современных машин порог можно поднять до 80 км/ч. Ведь мчат-то и 120, и 150, и больше. Заставь сотрудники дорожной милиции вешать на машину знак "Ограничение скорости" и следить за тем, чтобы это ограничение соблюдали, - и сколько бы было сохранено жизней и машин. Но поди ж ты, у нас даже штрафы за то, что новичок с первого метра дороги приравнивает себя к профи, лихачит и куролесит, не предусмотрены. Может, в долгосрочной программе борьбы за снижение аварийности и смертности этот момент будет учтен? Ставят же ограничительные знаки максимальной скорости на автобусах, фурах. Разумные новички выходят из положения другим способом: лепят изображение чайника. И все понимают, что человеку хочется осваивать руль, но не с кислой миной, а весело и радостно.
Однако многие начинающие водители считают, что подчеркивание своего статуса пока еще дилетанта на дороге раздражает других водителей. Полная ерунда! Нормальный автомобилист всегда помнит, как он сам сел за баранку, и потому будет стараться изо всех сил помочь коллеге в трудной ситуации: прикроет от другой машины при перестроении из ряда в ряд, освободит место для выезда из кармана, пропустит вперед и так далее. Есть, конечно, и такие водилы, которые затирают новичков, выдавливают их из потока, но, поверьте, их меньшинство. И уж совершенно точно то, что даже таких хамов останавливают два знака на заднем стекле: "У" или восклик "!" и "Дети!". Чего греха таить, мамаши запихивают ребятишек в салон уже после пары самостоятельных поездок, хотя, по-моему, делать это надо минимум через год.
А КАК ЕГО УЗНАТЬ
Машину новичка без опознавательных знаков определить трудновато, но можно и нужно - для того чтобы приготовиться к сюрпризам. Если водитель так вцепился в рулевое колесо, будто собирается оторвать его, а руки при этом согнул в локтях, стоит насторожиться. Человек явно даже не знает, как надо сидеть за рулем. Ваше подозрение должно усилиться, если водитель чуть ли не прижимается к баранке, смотрит только вперед, не поворачивая голову ни вправо, ни влево. В итоге он видит только то, что творится перед его носом, и запросто может чиркнуть соседний автомобиль.
Новобранцы также любят газовать в то время, когда их машина, чаще всего отечественная, стоит на перекрестке. По всей вероятности, во время учебы они не научились трогаться с места - мотор глох. Для них - нехитрый совет: чтобы мотор не глох в начале движения, потренируйтесь во дворе или за городом трогаться на второй и даже на третьей передаче. После этого начинать движение на первой будет семечками.
Как еще распознать новобранца издалека? Почти все они часто нажимают на тормоз. По делу и без дела. Зато так же часто забывают включить поворотный сигнал, когда нужно. Особенно эта ошибка видна при перестроении из ряда в ряд. Согласитесь, что определить заранее, куда повернет автомобиль, если он не подает никаких сигналов, проблематично.
Хаотичное движение внутри полосы (машина прижимается колесами то к правой линии разметки, то к левой) тоже свойственно начинающим. Часто они уверены: если не рулить, то есть не дер-жать баранку крепко-крепко, машина уйдет в сторону. А держать ее прямо трудно, вот машина и гуляет. Но успокойтесь: современные авто, если отпустить рулевое колесо, не дергать его, не поедут вбок - только прямо. А если поехали, то срочно в сервис. Проверять сход-развал, шины и так далее.
ПРОБА РУЛЯ
Замечено: подавляющее большинство начинающих автомобилистов очень смутно представляют себе возможности машины, за руль которой садятся впервые. Да, они со знанием дела назовут мощь мотора в лошадиных силах, за сколько секунд авто разгоняется до 100 км/ч, есть ли в нем кондиционер или климат-контроль. Но спроси, каков тормозной путь при такой-то скорости, - потупят взор. Восполнить пробел просто: в руководстве по эксплуатации тормозной путь обычно указывается. Но выучить "метры" - полдела. Надо еще и почувствовать, причем не только как автомобиль тормозит, но и как он набирает скорость, как реагирует на поворот руля, как держит дорогу - много всего. Поэтому, умоляю, не спешите вылетать на трассу. Уделите хоть пару дней тщательному практическому изучению характера милой ласточки. Кстати, за это время вы привыкнете к машине, что немаловажно.
Начать тренировки надо на пустой площадке или загородной дороге, и, конечно, с главного - с освоения тормозов. Методик много, но они настолько запутанны, что голову сломаешь. Самый простой способ: разогнался, нажал на педаль с небольшим усилием. Остановился, вышел и посмотрел, какой путь машина прошла. Потом добавил усилие на педаль и опять посмотрел. Можно попробовать тормозить качками: нажал - отпустил, нажал - отпустил. Потом добавил скорости - и повторил все манипуляции в том же порядке. Дальше стоит усложнить задачу. Попробовать останавливать автомобиль на сухом асфальте, мокром, с песочком. А в конце бросить пустые картонные коробки и останавливаться перед ними, разгоняя машину до приличных скоростей.
Спецы утверждают: если повторить каждый прием раз 500, то вы будете выполнять его не раздумывая, автоматически. А это как раз то, что надо для безопасной езды. Через некоторое время вы начнете понимать, вернее, чувствовать: это приятно тешит ваше самолюбие, когда машина вам беспрекословно подчиняется.
ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН
Обучение в потоке, приверженцами которого, кстати, являются многие, чревато неприятностями. Да, опыт приходит со временем. Но на наших улицах такого опыта можно набраться, что лихо станет.
К чему я клоню? А к тому, что профессиональные водители обязаны показывать пример классного и правильного вождения. То бишь учить. Для начала - вежливости. Ой как ее не хватает новичкам. И не потому, что все по природе невежи. Они просто не умеют и не знают, как проявить в реальном потоке эту самую вежливость. А тут вдруг дядя на большой машине мигает фарами, кивает головой или показывает рукой - проезжай. В следующий раз начинающий тоже пропустит того, кому еще сложно управлять машиной. Не поехал профи на желтый, хотя и успевал проскочить перекресток, - рядом стоящий новобранец тоже не дернется, а дождется, как и вы, зеленого.
Но и потакать новобранцу не следует. Увидели, как он справа по пустому карману для автобусов и троллейбусов обходит тебя, нажмите на газ и заприте его в конце кармана. Если попросит выпустить сигналами, не поленитесь выйти и сделать замечание. Короче, учите новичков соблюдать правила, а нарушать их они научатся сами.
БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ
Без реального представления габаритов своего автомобиля на дорогу, особенно в городе, лучше не соваться. Не представляя себе, где проходит правый или левый угол переднего, заднего бампера, вы не сможете ни перестроиться, ни припарковаться, не задев при этом другую машину. Только из-за того, что новички не чувствуют габаритов своей любимицы, и происходят первые "поцелуи" с соседними по потоку авто и прочими предметами. А вырабатывать так называемое чувство габаритов можно уже во время освоения тормозов.
Для тренировок пригодятся те же пустые коробки. Подъезжайте к ним впритык одним боком, другим, задом, передом. Потом поворачивайте рядом с коробками, чтобы не зацепить их левым, правым углами переднего и заднего бамперов. Разгоняйтесь, тормозите качками, резко, плавно. Для ускорения обучения можете пригласить друга, чтобы он корректировал ваши проезды, - это чтобы каждый раз самому не выходить из машины. Незамысловатые упражнения быстрее помогут освоиться и в городской машинной суете.
С ТОРМОЗАМИ НЕ ШУТИ
Если вы научились тормозить на площадке, то не думайте, что на дороге будет так же легко. Перечислю основные манипуляции, при которых тормоза могут подвести.
* Резкое торможение очень опасно при выжатом сцеплении. Тормозите, не выключая передачи. И запомните, что летом самым скользким асфальт становится сразу после первых капель дождя, поскольку масло, грязь и прочие дорожные гадости, когда начинается дождь, образуют опасную пленку, которая потом смывается.
* При торможении передние колеса становятся малопослушными и управлять автомобилем трудно. Так что на поворотах или при перестроении лучше не тормозить.
* Не трогайте педаль тормоза, когда передние колеса проходят бугорки и ямочки на дороге. Это сохранит подвеску автомобиля.
* Если лопнула шина, но вы все-таки удерживаете машину на дороге, то ни в коем случае не тормозите резко, чтобы остановиться.
ПО-Е-ХА-ЛИ!
После того как вы потренировались и довели до автоматизма минимум приемов, без которых просто нельзя появляться на городской улице, дерзните выехать. Мой большой друг, мастер вождения и ведущий "Авторадио" Юрий ГЕЙКО советует это делать так:
"Выезжайте на улицу смелее. Сразу же выберите какой-нибудь тихоходный грузовик или автобус и следуйте за ним на безопасном расстоянии до тех пор, пока он идет в нужном вам направлении. Делайте все то же самое, что делает он: мигайте, поворачивайте, останавливайтесь. Это даст вам возможность ослабить внимание к знакам, светофорам, разметке, ямам, сосредоточив его на всем остальном.
Если вдруг вы запаниковали, растерялись, если заглох двигатель - включайте "аварийку" и останавливайтесь. Желательно, конечно, остановиться у тротуара, но не беда, если это случится и посреди дороги. Успокойтесь, глубоко подышите, заведите двигатель и начните все сначала. Не реагируйте на раздраженные сигналы водителей сзади, не суетитесь, желая поскорее освободить им проезд.
Есть люди, которые считают, что они никогда не научатся ездить - мол, не дано. Это неверно. С полной ответственностью заявляю, что научиться ездить на автомобиле может каждый - нормально ездить, средне.
Имейте в виду, что переход количества в качество происходит в природе скачками. За рулем то же самое. Это значит, что иногда следующая ваша поездка по улицам может показаться вам неудачнее предыдущей - с точки зрения ваших навыков. Не ожидайте обязательного прогресса при каждом выезде, он настанет, но через несколько таких поездок.
Лучше всего, конечно, первые поездки в мир совершать в воскресенье, когда улицы города свободнее, чем в будни, а еще лучше - в воскресенье рано утром или вечером. В это время даже Москва почти пуста, и ездить по ней - сплошное удовольствие. Таким образом, перенося свои тренировки во времени, с ростом опыта вы сможете все более и более усложнять их, двигаясь по одним и тем же уже знакомым маршрутам. И только освоив, как собственную квартиру, этот первый комплекс "упражнений за рулем", вы можете добавлять в него все новые и новые маршруты, все новые и новые неизвестности.
Основная ошибка начинающих - они берегут то ли машину, то ли себя, ездят только по необходимости и, как правило, с пассажирами, которые отвлекают их самим своим присутствием, даже если и молчат. А разве они молчат?!
Не экономьте на тренировочных поездках ни деньги на бензин, ни время, ни моторесурс вашего автомобиля, иначе вы потратите гораздо больше на ремонт. Начиная, ездите каждый день, но не более 40-60 минут - остальное впрок не пойдет".
ОТ ВЕДУЩЕГО "АВТОНОМИИ"
Друзья и коллеги, профессиональные водители знают, что учиться водить машину приходится всю сознательную жизнь. Но не отчаивайтесь. Усвоив основные приемы правильного вождения, вы пойдете дальше легко и свободно. И у каждого будут возникать тысячи вопросов и проблем. Можете поделиться с нами, как вы их преодолеваете, что мешает ездить нормально.
А для профессиональных водителей у меня вопрос на засыпку: вы лично наставили хоть одного новичка на путь истинный? Если да, то расскажите, как это было.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников