Не стало Эдуарда Хиля

Погасла одна из самых ярких звезд советской эстрады

Чуда, на которое надеялись родные и поклонники 77-летнего певца, не случилось. После двух месяцев болезни в ночь на понедельник Эдуарда Хиля не стало. Погасла одна из самых ярких звезд — давайте уж без обиняков произнесем немодное слово — советской эстрады.

Эдуард Хиль олицетворял лучшие ее традиции. Где в современной музыке найдешь оптимизм, по искренности сравнимый с тем, что сквозит в веселых мелодиях «Ходит песенка по кругу» или «У леса на опушке»? Где мужественная простота, хоть отдаленно напоминающая «Путь к причалу»? Уж не говорю о переворачивающих душу тихих балладах «На безымянной высоте», «Березовый сок», рядом с которыми даже лучшие из газмановских или расторгуевских песен о России кажутся пафосным официозом.

А просто Хиль застал страну на подъеме. Смоленский мальчишка, родившийся за семь лет до войны, девятилетним пацаном рвавшийся на фронт, не понаслышке знал, что такое любить Родину. И она платила ему тем же. Любовью педагогов во Дворце культуры имени Кирова. Учебой в одном из лучших музыкальных вузов — Ленинградской консерватории. Заслуженной победой на Всесоюзном конкурсе 1962 года, после которого тот же «Путь к причалу» и многие другие песни стали неотделимы от мягкого хилевского баритона.

А потом подъем в стране кончился. И для Хиля наступили трудные времена. Одно время, в 90-е, даже пел в парижском кабаре...

Но вот что значит высочайший профессионализм, который тоже был куда больше характерен для советской эстрады, чем для современной российской: неожиданно два года назад старый клип Хиля «Вокализ», снятый в 70-х, вывешенный кем-то в YouTube, «выстрелил», собрав миллионы просмотров на всех континентах. «Труду» певец в те дни говорил:

«Да у нас, если поискать, столько музыки! Есть Дунаевский Исаак Осипович. Есть Соловьев-Седой, Андрей Петров. Сейчас таких композиторов нет. Поэтому идут бесконечные перепевы — эти старые песни о главном, главные песни о старом, старые о новом, новые о старом:»

Теперь одним поводом для «перепевов» у нас стало больше: песни Хиля навсегда ушли в классику. Все в точном соответствии с одном из главных его хитов: «Песня остается с человеком, песня не прощается с тобой».

Светлана Крючкова: «Хиль поет — и хандры как не бывало»

— Светлый человек. Очень жизнерадостный и очень талантливый. Я была еще кишиневской школьницей, когда он уже пел свои замечательные «Голубые города», «Потолок ледяной». Он поет, а у меня сердце радуется — и хандры как не бывало: А познакомились мы с ним несколько лет назад на совместных концертах. Кто я — драматическая артистка, взявшаяся еще и петь, и он — признанный мастер эстрады?

Но в общении с ним я никогда не чувствовала разницы — ни в возрасте, ни чисто профессиональной. Он отличался деликатностью. И еще состраданием. Немногие знают, что Хиль занимался благотворительностью. Очень помог в свое время уникальному детскому театральному коллективу «Саманта». В их помещениях случился пожар, все сгорело. Эдуард Анатольевич взялся помогать одним из первых. Он сам был ребенком всю свою жизнь — по искренности души, по стремлению к новизне. Откуда взялся у него этот инсульт?.. Неизменно бодрый, подтянутый, элегантный. Я еще вкусу у него училась. И своим сыновьям говорила: вот как должен одеваться мужчина! Истинным мужчиной был Эдуард Хиль. Был: Как горько!