Баня, водка, гармонь и...

Этим летом рост интереса россиян к путешествиям внутри страны оценивается в невероятные 60%

Безоговорочным лидером для россиян среди всех турнаправлений этим летом стала Россия, оставив далеко позади Грецию, Кипр и Тунис. Рост интереса к путешествиям внутри страны оценивается в невероятные 60%. К разделу аппетитного пирога спешат присоединиться даже те регионы, где нет ни морских курортов, ни объектов всемирного или даже федерального культурного наследия.

Федеральное агентство по туризму в тройку наиболее востребованных выездных направлений включило Грецию, Кипр и Тунис. Накануне отпускного сезона эти страны делали все, чтобы извлечь максимальную выгоду из закрытия для массового российского туриста Турции и Египта. Власти Греции серьезно поработали с национальными авиакомпаниями, и те, вопреки европейскому тренду на повышение стоимости перелетов, смогли предложить вполне бюджетные цены на билеты в крупнейшие туристические центры страны. Для российских путешественников была максимально упрощена процедура оформления шенгенских виз. Именно этот довод стал определяющим для наших соотечественников, которые до последнего момента не могли определиться с местом проведения отпуска. Обратной стороной медали стало резкое повышение нагрузки на греческие визовые центры, которые порой не справлялись с потоком документов...

Но куда интереснее другая информация, обнародованная Ростуризмом: в преддверии отпускного сезона число поисковых запросов, касающихся российских курортов, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 60%. Хотя еще несколько месяцев назад даже по самым смелым прогнозам предстоящий рост внутреннего турпотока оценивался в 25-30%.

Понятно, что число поисковых запросов не тождественно количеству забронированных номеров, однако тенденция очевидна: российских отельеров ждет очень горячий сезон. Первые три строчки в рейтинге заняли курорты Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев. За ними следуют Санкт-Петербург, Москва, Казань и города Золотого кольца. Все без исключения включились в борьбу за неприкаянные массы жаждущих хлеба и зрелищ платежеспособных россиян. Туроператоры лихорадочно придумывают, чем бы туриста заманить даже в те регионы, где нет ничего, кроме непроходимых лесов и бездорожья.

Пожалуй, самым массовым проявлением борьбы за кошельки туристов стали повсеместно появляющиеся музеи утюгов, самоваров и русской водки. Это, конечно, хорошо и познавательно, но вряд ли даже на полчаса займут внимание самого увлеченного человека. Нужно что-то куда более оригинальное. Вот, например, на Колыме всем желающим предлагают совершить увлекательную экскурсию по сталинским лагерям, а в Омской области — пройти по отрезку Московско-Сибирского тракта, по которому в свое время в ссылку шли декабристы. Причем, не просто пройтись, а для полноты ощущений преодолеть этот путь в кандалах и овечьем зипуне. По словам тех чудаков, кто все-таки решился потратить свой отпуск на такое путешествие, ощущения переполняют еще до начала исторической пешеходной прогулки — пять часов езды по колдобинам прочь от областного центра выбьют из колеи кого угодно...

Туроператоры Костромской области, не мудрствуя лукаво, эксплуатируют местный бренд — образ легендарного народного героя Ивана Сусанина. Российским и иностранным туристам предлагается пройти неким «маршрутом Ивана Сусанина». Заманчивое предложение, хотя я бы лично поостерегся, ведь из истории известно, что пять веков назад экскурсия по «сусанинским местам» закончилась для группы поляков не очень хорошо.

В Самаре туристов приглашают посетить ставшие притчей во языцех «закрома родины». В реальности же это огромный холодильник, вырубленный в скальной породе. Там в недавнем прошлом хранилась часть стратегического запаса страны, который предполагалось использовать в случае войны, масштабных природных катаклизмов или очередной перестройки.

В общем, идея ясна: регионы, у которых есть море или признанные объекты старины, могут в борьбе за нашего брата-туриста наращивать номерной фонд и всемерно улучшать сервис. А удел всех остальных — в той или иной степени экстремальный туризм. Привыкшие к испытаниям соотечественники, скорее всего, сочтут его даже интересным и оригинальным, а вот насчет туристов иностранных — сомневаюсь. Эта публика хоть и едет в нашу страну за экзотикой, но привыкла к более традиционным впечатлениям. Как спели когда-то «Любэ», баня, водка, гармонь и лосось. Хотя бы так.