Граница лайт

Когда читаешь синопсис сериала «На дальней заставе», возникает множество ассоциаций

Правы те, кто говорит об исчерпанности идей в сериальном производстве. Бывает, смотришь какую-нибудь премьеру, но никак не можешь избавиться от ощущения, что где-то ты все это уже видел. Но не надо торопиться обвинять авторов в плагиате. Выдумать что-то принципиально новое, действительно, очень сложно. Потому что, скажем, полицейские — они везде полицейские, и в разных проектах занимаются примерно одним и тем же. Тут важно — найти новое в героях.

Двум лейтенантам, когда-то вместе учившимся, уготована разная участь. Один служит в штабе в Москве, другого отправляют на китайскую границу, подальше от генеральской дочки, которая в него влюблена. Но вот беда — та готова следовать за ним хоть на край света! Папе это не нравится, и он посылает на Дальний Восток штабиста, чтобы отбил девочку и вернулся вместе с ней в столицу. Генерала понять можно: когда-то и он помотался по стране и знает, что такое служба в глухомани.

Когда читаешь синопсис сериала «На дальней заставе», возникает множество ассоциаций. Оно и понятно: снимать психологические драмы о жизни отдаленных военных гарнизонов — милое дело. Когда люди годами существуют в замкнутом пространстве, изо дня в день видят одни и те же лица, когда они оторваны от благ цивилизации, а из развлечений — лишь телевизор да самодеятельность, конфликты неизбежны, как неизбежны и чувство одиночество и тоски, служебные интриги и ненужные романы. А когда еще и ружье на стене висит в самом первом акте...

Об этом писал Куприн, это изображено на полотне Федотова «Анкор, еще анкор» и показано в одноименном фильме Тодоровского. Маститый Митта превосходно провел тему в своем фильме «Граница. Таежный роман». Учитывали ли названные обстоятельства создатели «Заставы», идущей на «России 1»?

Параллели между нею и «Границей» поневоле напрашиваются. И тут, и там советские времена и воинская часть на Дальнем Востоке. И тут, и там честные правильные офицеры и нечестные и неправильные. Есть любовь и коварство. Контрабандисты, диверсанты и сбежавшие уголовники, угрожающие жизни милых сердцу женщин. В обоих проектах девушки занимаются самодеятельностью и красиво поют со сцены. Некоторые сюжетные коллизии настолько похожи, что поначалу ждешь, когда же кто-нибудь из героев «Заставы» загрызет волка, как Гуськов в «Романе». Но это напрасные ожидания. Новый сериал по сравнению с классическим, мягко говоря, жидковат, несмотря на его невероятные сюжетные навороты.

А их там много. Значительно больше, чем в «Границе». На дальней заставе без конца что-то происходит. То кто-то сбежит из части, то переберет самопального алкоголя, то еще какое-нибудь ЧП случится. Пограничный рубеж без конца кто-нибудь нарушает:

 

Ну и в личном плане тут тоже все густо замешано. У начальника заставы когда-то был роман с женой московского генерала. А его дочка влюбляется в хорошего лейтенанта, становясь, таким образом, соперницей дочери вышестоящего по званию товарища.

Но главное же отличие состоит в том, что авторы «Таежного романа» показали давящую атмосферу гарнизона не фоном, а как благодатную среду для взращивания тех личных и служебных драм, что произошли в картине. В новом же сериале не так. Здесь изначально все строится на любовных линиях. А тайга нужна лишь для того, чтобы испытать чувства героев на прочность.

Казарма, столовая, плац дальней заставы и бурелом просто обозначают место, где происходят объяснения персонажей по самым разным поводам. Впрочем, что мы к этой атмосфере привязались? Она здесь нехороша лишь для столичной штучки, лейтенанта-карьериста и еще пары человек. Все же остальные самоотверженно несут службу под бодрую закадровую песню о ее, службы, важности. Это вам не какая-то мутная «Ты неси меня река:», как в «Таежном романе».

Видно, что бюджет у «Заставы» был скромным, делалась она наспех, и никаких сверхзадач авторы перед собой не ставили. Просто сделали обычную для «России 1» мелодраму, разукрасив ее не несчастными случаями и несправедливыми судами, как обычно, а военно-патриотической таежной экзотикой.

Похожие мысли возникают и в связи с другой премьерой — сериалом «Практика» на Первом канале. Тут аналогий может возникнуть гораздо больше: герои-то — врачи приемного отделения в больнице, а сколько уже было всего про медиков! Сюжет банален: приходит новый молодой начальник и сразу же вступает в контры с самой талантливой и преданной делу докторшей. Как и во всяком медицинском сериале, в «Практике» кипят нешуточные страсти. Любовь, измены, ревность, служебные дрязги... Параллельно главные герои, разумеется, спасают людей, не забывая вникнуть в проблемы и семейные тайны своих пациентов. Ну а самих героев, в свою очередь, спасают их исполнители — Ксения Лаврова-Глинка и Эльдар Лебедев. Именно им и некоторым другим актерам удается вытянуть сериал до приличного уровня.

Обычно ведь в этом жанре как: бешеный ритм, все в движении, напряженность момента усиливается не только возгласами «давление падает» или, как на западе, «мы его теряем», но и сменой планов, интерьеров, лиц. Здесь же все как-то пустовато и вяло. В диалогах героев нерв есть. Но и только. Пределы трех-четырех невыразительных больничных помещений камера покидает редко. Словно это не телевизионное кино, а шоу в формате реалити, что опять-таки наводит на мысль о проблемах с бюджетом. И если уж мы пошли по пути сравнения, назовем «Практику» «Тестом на беременность лайт».