ЧЕРНАЯ БИРЖА

Таких импровизированных "бирж труда" в столице уже несколько десятков. В основном - на рынках стройматериалов и на пересечениях МКАД с уходящими за город шоссе. Я отправился на Ярославское шоссе в пятницу утром.

Куда идти - увидел сразу. В восемь утра на обочине перед строительным рынком было уже человек 50. В большинстве своем - люди среднего возраста, самых разных национальностей: русские, таджики, чеченцы... Безработица не знает этнических границ. Многие пришли сюда не впервые. У них уже есть своя иерархия, свои авторитеты, созданы бригады. Бригады безработных, готовых взяться за любое дело.
- На прошлой неделе ставили забор одному богатому дачнику, а на этой - по мелочи: денек грядки вскапывали, на другой - бревна разгружали. А вчера вот нас наняли в охрану. Один чудак с друзьями на шашлыки ехал, а мы и еще две бригады вокруг них стояли в радиусе ста метров, чтобы никого постороннего к мангалу не пускать. Да там и не было никого, лес ведь... А нам все равно: хоть строить, хоть сторожить, хоть ломать... - признается узбек Тимоша, один из бригадиров. - Лишь бы платили. Хочешь, возьму и тебя к себе в бригаду. Что делать умеешь?
Самый большой спрос у обочины на тех, кто разбирается в электричестве и сантехнике. Они не объединяются в бригады, а стоят по одному с картонными табличками: "Ремонт водопровода", "Электрик"... Подолгу ждать клиентов им не приходится. Остальные - просто дешевая рабочая сила. Хотя среди них, обитателей этой ярмарки труда, я встретил даже одного доктора наук, филолога. "А что делать, если я востребован обществом только в качестве грузчика?" - горько усмехается Иван Антонович.
Тем временем у нашей бригады появилась перспектива заработка. К обочине подрулил очередной "КамАЗ", груженный дубовым брусом, и Тимоша тут же договорился с водителем (он же - продавец): как только появится покупатель, разгружать машину будем мы. Пока он занимался "менеджментом", я поговорил с его подопечными. Оказывается, "трудодень" здесь стоит, как правило, у всех одинаково: 200 рублей на одного человека, независимо от рода работ. Именно такую сумму бригадиры запрашивают с клиентов за каждую пару рук. "Только вот половину денег бригадир себе оставляет, а нам хорошо если по 100 в день дает. Почему так? Говорит, что он тоже кому-то платит за право здесь "крутиться", - объяснили мои новые знакомые.
Но и эта сотня трудягам не гарантирована. "Мы месяц назад нанялись кирпич разгружать, - рассказывает Антон, бывший учитель математики. - Батрачили от светла до темна четыре дня. Машины с кирпичом одна за другой подходили. А когда все сделали, хозяин сказал: денег не получите, потому что много кирпича битого. Мы возмутились, а он позвал каких-то "быков", и они нас еще и избили. Ну и выгнали...".
Вообще-то обижать наемных рискуют далеко не все дачники, а только самые "крутые". Здесь ходит легенда об одной таджикской бригаде, которую не устроила оплата, за что скупой хозяин поплатился спаленным дотла домом. С тех пор "поденщиков" все же побаиваются и стараются уважить.
Наконец нашелся покупатель на брус, обещанный нам под разгрузку. Ехать далеко, на другой конец Ярославской области. Но покупатель обещал всех после работы бесплатно покормить. В кабине и кузове есть место для шести "батраков". Нас семеро. В кузове ехать опасно: щель между тоннами деревянных болванок и бортом меньше полуметра. Не дай Бог завалит... "Профессор, ты не поместишься, - весело говорит Тимоша Ивану Антоновичу. - Сегодня Мишка поработает (кивает на меня), так что приходи завтра". У доктора филологии едва слезы не навернулись. Только тут я вдруг понимаю, как на самом деле ему нужны эти деньги, и эта работа, и обещанный бесплатный ужин. Я отказываюсь ехать, а профессор радостно запрыгивает в кузов, в котором ему еще трястись больше 200 километров...
Обычно к полудню народу почти не остается. Кого-то уже наняли, другие уехали. Только по пятницам, когда за город устремляются потоки дачников, желающих подработать все прибывает. К двум часам дня, по моим подсчетам, здесь собралось уже несколько сотен потенциальных батраков.
Периодически у обочины возникают короткие, но энергичные перепалки. Это когда несколько соседствующих бригад не могут поделить клиента. Реже происходит выяснение на повышенных тонах с самими клиентами.
- Да ты что, с ума сошел? Кто тебе за полтинник надрываться будет?
- Да мне же только прицеп от "Жигулей" разгрузить, и ехать здесь десять километров. На все час уйдет... - оправдывается клиент, но работать за 50 рублей никто не соглашается.
Подхожу и предлагаю свою помощь. Надо же ради эксперимента хоть чуть-чуть "подкалымить". Сажусь в машину, а мне вдогонку - возмущенные возгласы, кои трудно перевести на русский письменный, но суть их такова: "Нехороший человек, нельзя цену занижать! Вот только попробуй завтра здесь появиться!"
* * *
Дикие, стихийные биржи труда, которые не обеспечивают не только защиты прав, но и элементарной безопасности, становятся все более популярными у безработных. Почему люди предпочитают искать счастья в давке у обочины, довольствуясь негарантированным разовым заработком, когда существует цивилизованная, государственная служба занятости? С этим вопросом я обратился в Министерство труда и социального развития РФ.
- Трудоустройством безработных занимаются территориальные организации Минтруда РФ по вопросам занятости, раньше они назывались биржами труда. И работают достаточно эффективно. За прошлый год благодаря их содействию работу получили три миллиона россиян. Кроме того, более 900 тысяч наших сограждан ежемесячно получают пособие по безработице, - сообщила заместитель начальника департамента государственной службы занятости Любовь Ельцова. - Но многие производства стоят, экономика только начинает развиваться, поэтому рабочих мест пока, увы, меньше, чем рабочих рук. Тем, кто обратился в службу занятости, порой приходится ждать по семь-восемь месяцев, прежде чем они будут востребованы. А ведь при этом не все могут претендовать на пособие по безработице. Когда человека не устраивают услуги государственной системы занятости, он либо обращается в частные рекрутинговые агентства (если имеет хорошую специальность), либо пытается устроить себя сам на диком рынке рабочей силы. А что еще делать? Однако есть и те, кто даже не пытается обратиться в службу занятости, а сразу идет искать счастья на "черную биржу". И это, конечно, их ошибка, ведь "поденщина" по большому счету - пустая трата времени, которое можно было бы посвятить поиску постоянной работы или переобучению.
Не многие уже помнят о том, что всего десяток лет назад, когда на легальном рынке не было товаров, - цвел буйным цветом черный рынок. Сегодня на всех не хватает работы, и точно так же расцветает черный рынок вакансий, батрачества. Конечно, со временем и он канет в Лету: когда такие же разнорабочие будут трудиться на тех же дачных участках, но - защищенные трудовыми соглашениями. Как во всем цивилизованном мире. Но пока нам, судя по растущим и крепнущим "ярмаркам батраков", до этого еще далеко.