06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАФАЭЛЬ БАЙДАВЛЕТОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: "ЭНЕРГЕТИКЕ ШОК НЕ НУЖЕН"

Кудряшов Сергей
Статья «РАФАЭЛЬ БАЙДАВЛЕТОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: "ЭНЕРГЕТИКЕ ШОК НЕ НУЖЕН"»
из номера 122 за 05 Июля 2000г.
Опубликовано 01:01 05 Июля 2000г.
Сегодня идут дискуссии вокруг программы реорганизации энергетической отрасли. Премьер-министр Башкортостана Рафаэль Байдавлетов считает, что этот документ нуждается в серьезных корректировках, иначе его реализация пагубно скажется не только на Башкортостане, где находится одно из мощнейших в стране подразделений РАО, но и на экономике всей России. Мы предлагаем вашему вниманию его размышления на эту тему.

Смущает то, что новая концепция разработана, исходя из роли РАО "ЕЭС России" как обычной коммерческой организации, а не структуры, чьей основной задачей является энергообеспечение роста промышленного производства и повышение уровня социального обеспечения общества. А ведь в том, что в стране начался подъем промышленного производства, немалую роль сыграла энергетика. Низкие тарифы на энергоресурсы позволили выйти из кризиса многим предприятиям, которые сегодня работают с прибылью. Для этого в течение ряда лет в республике искусственно сдерживались тарифы на теплоэлектроэнергию - в основном за счет регулирования цен на мазут (сегодня его цена в Башкирии в два раза ниже, чем в среднем по России). В результате в республике стала рентабельной нефтедобыча, обеспечивают хорошие прибыли нефтепереработка и нефтехимия.
Постепенно выходит из кризиса машиностроение. Есть еще проблемы с сельским хозяйством, но и здесь просматриваются пути их решения. Именно поэтому мы против полного разрушения сегодняшней, вполне работоспособной и еще управляемой на государственном уровне структуры "ЕЭС".
Нас иногда упрекают в "нерыночных подходах" к экономике. Действительно, загоняя в угол низкими тарифами энергетическую отрасль, мы отчасти тормозим ее развитие. Но не надо забывать, что электроэнергетика - органическая часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Ее развитие - отнюдь не самоцель. Для нашей республики, например, важно, чтобы могло нормально развиваться не только "Башкирэнерго", но и вся экономика. Потребители того же электричества должны быть как минимум платежеспособными.
Допускаю, что безнадежные предприятия надо пускать с молотка, но было бы непростительной ошибкой бросать на произвол судьбы хозяйствующие субъекты, имеющие шансы на выживание. И здесь свою особую роль должна сыграть именно электроэнергетика. Эта отрасль может не только сама выйти из кризисного состояния, но и обеспечить поступательное и эффективное развитие всей экономики страны. Поэтому мы призываем осуществлять реформы в этой области особенно взвешенно и осторожно, ибо слишком велика может быть цена ошибки.
Руководство РАО "ЕЭС России" предлагает, как известно, "разукрупнить" структуры Единой энергетической системы, рассчитывая на то, что большинство проблем отрасли в ходе конкурентной борьбы между производителями энергии решатся сами собой. Смею утверждать, что движение по такому варианту может привести в том числе и к разрушению вполне работоспособной отрасли народного хозяйства. Вспомним, под какими лозунгами начиналась перестройка: "интенсификация", "рост производительности труда..." А в результате в два с лишним раза упал уровень промышленного производства. Нечто подобное вполне может повториться.
В программе нет четкого объяснения цели структурных изменений, процедуры их реализации, не определены конечные результаты. Нельзя начинать реформирование и без детально продуманного механизма доведения поставленных задач до исполнителей.
Для меня, в недавнем прошлом генерального директора "Башкирэнерго", не новость, что основные фонды этого предприятия недооценены в десятки, а иногда и в сотни раз. Подобное положение характерно в целом для страны. Это значит, что немало российских энергосистем могут быть проданы иностранцам за бесценок. Авторы идеи настаивают, что в случае распродажи собственности инвестиции в эту сферу могут достигнуть 70 миллиардов долларов. Но что же последует после "дождя инвестиций", если таковой действительно состоится? И куда пойдут эти деньги?
В нынешней политической и экономической ситуации надеяться на порядочность иностранных инвесторов по меньшей мере наивно. Практика показывает, что на долгосрочную работу из них настроены очень и очень немногие. Для абсолютного большинства главное - получить прибыль. Из оборудования выжмут последние соки и бросят его на произвол судьбы. Ни о каком государственном регулировании в распроданной отрасли говорить уже не придется. Став хозяевами энергосистемы или владельцами контрольного пакета акций региональных энергетических структур, иностранцы уйдут из зоны государственного регулирования и, разумеется, начнут диктовать свои условия и цены на энергию. В результате многие российские предприятия, а то и целые отрасли могут прекратить свое существование.
Как известно, проблемой номер один электроэнергетики является ограниченность запасов топлива в стране и постоянный рост цен на него. Разделив единый энергетический комплекс на генерирующие, передающие и распределяющие компании, руководство РАО "ЕЭС России" избавляется от необходимости заниматься топливообеспечением электростанций. Но беда в том, что проблема столь изящным способом не решается, а просто сваливается на уровень ниже - на головы тех, кто сегодня совершенно не готов к этому. Если учесть, что разделение единой системы на составляющие потребует также создания дополнительных управляющих структур (каждое подразделение должно будет завести свой плановый отдел, бухгалтерию, отдел кадров...), можно представить, как все это скажется на конечной цене продукции - электроэнергии. Иными словами, представленная "Концепция ..." в основном учитывает интересы РАО "ЕЭС России" и практически весь реструктуризационный риск перекладывает на администрации регионов.
Я не отрицаю того, что энергетика страны нуждается в перестройке. Весь вопрос в том, как ее реформировать. У себя в республике мы пошли эволюционным путем. Практика показывает, что он имеет право на жизнь. Стараемся постоянно наращивать число бестопливных энергоисточников. Ведем, к примеру, с участием предприятий топливно-энергетического комплекса, потенциальных потребителей электроэнергии строительство крупной Юмагузинской ГЭС на реке Белой, которая будет ежегодно вырабатывать 150 миллионов киловатт дешевой энергии. На подходе около 10 малых гидроэлектростанций. Радикально улучшаем топливоиспользование на ТЭЦ и котельных с помощью высокотехнологичных газотурбинных агрегатов.
Техническое перевооружение требует масштабных капиталовложений, согласованных действий цепочек смежников. Мелкие, разрозненные структуры такую работу не осилят. А без этого отрасль не способна даже на самовыживание, не говоря уже о прорыве на более высокий уровень.
Поэтому я считаю, что для каждого региона должны быть свои пути реформирования энергетического хозяйства. Для одних областей и республик лучшим будет предложенный РАО "ЕЭС России" вариант, для других - сохранение существующей сегодня интегрированной схемы. В Башкортостане энергетическая система настолько тесно связана с топливно-энергетическим комплексом, являющимся основой экономики республики, что приходится решать проблемы комплексно. И роль государства при этом нельзя недооценивать.
Я думаю, чтобы получить положительный эффект в регионе или во всей стране, нужны согласованные и тщательно выверенные действия в тех же масштабах. Если руководство РАО "ЕЭС России" не желает возглавить этот процесс, то можно остановиться на другом варианте. По расчетам специалистов, для эволюционного развития отрасли потребуется в два раза меньше инвестиций, чем при "шоковой терапии". Прежде чем начинать реструктуризацию, необходимо разработать и принять нормативные и законодательные акты, позволяющие отрасли нормально функционировать, и одновременно создать условия для развития внутри нее конкурентной среды. Важно, что тем самым мы не только обеспечим стране поступательное движение вперед, но и предоставляем свободу действий "шоковым реформаторам", которые могли бы заняться тем, что сами предлагают - сооружением независимых генерирующих мощностей на базе новейших технологий.
И пусть реально конкурируют новые и старые энергоисточники. Это пойдет на пользу России. В этом, мне кажется, больше здравого смысла, чем рубить сплеча, разрушая единую систему страны, созданную трудами не одного поколения энергетиков.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников