08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БРАТКОВ РАЗГЛЯДЕЛИ И В ВАШИНГТОНЕ

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 05 Июля 2000г.
Вашингтонский политологический Центр стратегических и международных исследований опубликовал свой анализ российской организованной преступности и коррупции.

Этот коллективный 73-страничный труд, озаглавленный "Российская организованная преступность", имеет подзаголовок - "Сложная задача Путина". Уже по обязательному у американцев предисловию с выражением благодарности оказавшим помощь авторам видно, что задействованы были серьезные силы: среди них ЦРУ, ФБР, министерство юстиции, госдепартамент и другие важные ведомства. В числе авторов два действующих сотрудника ФБР и один из госдепартамента. С российской стороны благодарность заслужило Управление по борьбе с организованной преступностью и "различные официальные лица спецслужб и правительства, пожелавшие остаться неназванными".
Не все наши соотечественники проявили такую скромность. В конце буклета "спасибо" сказано поделившемуся своими знаниями бывшему министру внутренних дел Анатолию Куликову. А отставной работник бывшего Первого главного управления КГБ Валентин Аксиленко - в числе полноправных авторов. Очевидно, тут играет роль прилагательное "бывший". Председателем проекта выступает Уильям Уэбстер - единственный, кому удалось побыть и директором ФБР, и директором ЦРУ. Одним словом, собрался весьма увесистый творческий кулак.
Начинается доклад предупреждением, что, как и в 1997 году, когда было опубликовано первое аналогичное исследование ЦСМИ, он не имеет целью "критику России ради критики". Доклад написан для того, чтобы "очертить масштабы проблемы, которую представляют собой организованная преступность и коррупция для руководства, возглавленного Путиным. Чтобы взять в свои руки государство, он должен с корнем вывернуть фундамент криминального образования, возникшего на пепелище Советского Союза. Нет учебника экономики, который мог бы объяснить трагедию, постигшую Россию".
О самом Путине говорится, что "люди с Запада, имевшие с ним дело, когда он в середине 90-х годов был вице-мэром Санкт-Петербурга, давали ему высокую оценку за честность и эффективность. Это резко контрастировало с другими бюрократами мэрии, которые требовали свою долю от любой сделки, начиная с разрешения на проживание в гостинице до лицензий на импорт западных товаров". Проводится даже параллель между Францией накануне прихода к власти генерала де Голля и наследством, полученным Путиным: в обоих случаях - бесконечная министерская чехарда и бессмысленная трата ресурсов на "войны колониального типа".
В докладе приводятся сотни цифровых выкладок, характеризующих пораженность российского государственного организма язвами организованной преступности и коррупции. Констатируется, что криминальные синдикаты доминируют внутри страны и дотянулись своими щупальцами до 58 других государств, включая США, где они оперируют в 30 штатах. Что касается коррупции, то, по данным, обнародованным МВД России в марте этого года, только государственные служащие за 1999 год совершили 53 000 преступлений - 36-процентный рост, по сравнению с предыдущим годом. Сказано также, что, по словам нескольких бывших шефов МВД, уволенных Ельциным, "65 процентов западной помощи России оказываются в иностранных банках".
И вывод: "Пока Путин не объявит войну организованной преступности, крупные иностранные инвестиции, незаменимые для того, чтобы Россия опять встала на ноги, останутся для нее недосягаемыми. Путинская "диктатура закона", вполне возможно, и есть то, что необходимо для трансформации России из страны бартерной экономики, управляемой грабителями-олигархами, коррумпированными бюрократами и преступными синдикатами, в страну с современной капиталистической экономикой, с честными чиновниками и служителями правосудия".
Значительную часть вины за создавшееся в России положение авторы возлагают на собственную госадминистрацию, ориентировавшуюся "на персоналии, а не на процессы". "Официальные лица из окружения Клинтона видели в России то, что им хотелось видеть, - к ущербу для обеих сторон. Соединенные Штаты слишком доверчиво относились к бравурным оценкам Москвы того, как прогрессируют реформы. Вследствие этого проблемы преступности и коррупции вуалировались, и тот факт, что почти с самого начала дела в России шли в неверном направлении, игнорировался. Это особенно верно в отношении процесса приватизации".
Анализ завершается рекомендациями нынешней и будущей госадминистрации США. Причем наиболее весомая их часть повторяет то, что содержалось в докладе 1997 года, когда "основная часть рекомендаций была проигнорирована". Начинаются они требованием, чтобы американский президент признал российскую организованную преступность (РОП) угрозой для национальной безопасности и привлек для борьбы с ней разведслужбы, которые должны использовать свой опыт создания агентуры для проникновения в недра РОП. А для американских бизнесменов нужно создать банк данных о РОП, чтобы они не попадали в лапы гангстеров, как ныне нередко случается.
Важнейшая из новых рекомендаций - заключить договоры с Россией и другими государствами СНГ о взаимной выдаче преступников. Для начала хотя бы тех, кто не является гражданином страны, к которой обращена просьба об экстрадикции. Считается необходимым также более тесное и многоплановое сотрудничество правоохранительных органов двух стран - вплоть до стажировки россиян в академии ФБР и в министерстве юстиции.
Предвидя неизбежность вопроса: а почему, собственно, США проявляют такую заботу о происходящем в России? - авторы доклада сначала прибегают к литературной метафоре, но затем дают совершенно честный ответ. Приводится исторический анекдот, рассказанный недавно Владимиром Войновичем в статье, напечатанной "Нью-Йорк таймс": "Триста лет назад Петр Великий решил казнить всех взяточников. Но его наперсник Александр Меншиков сказал ему: "Государь, если ты это сделаешь, ты рискуешь остаться без подданных". Оттолкнувшись от этого, авторы говорят: "У Путина меньше возможностей, чем у царя Петра, ему Совет Европы головы рубить не позволит. А другая разница между нынешней Россией и той, что была 300 лет назад, - она остается второй по значению после США ядерной державой с 10 000 межконтинентальных боеголовок".
Другими словами, говоря откровенно о бедах и сложностях бытия россиян, о возможных путях их преодоления, те, кто работал над докладом, исходили из своих национальных интересов, заботились и о своей стране.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников