05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕТЫРЕ ЖЕНЫ

Баилов Николай
Опубликовано 01:01 05 Июля 2001г.
Святой Пророк Мухаммад сказал: "Есть четыре обстоятельства, при которых по милости Господней открываются небесные врата: Когда идет дождь, Когда ребенок глядит на лица своих родителей, Когда распахиваются двери Священной Каабы и Когда заключается брак".Об этом говорится, в частности, в "Основных положениях социальной программы российских мусульман", принятых недавно Советом муфтиев России, в который входят татары, башкиры, представители всех народов Северного Кавказа...

О значении этого документа для мусульман нашей страны, о ряде исторически сложившихся в исламе обычаев в брачно-семейной сфере в беседе с корреспондентом "Труда" рассказывает председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль ГАЙНУТДИН.
- Уважаемый Равиль-хазрат! Что обусловило появление "Основных положений социальной программы российских мусульман"?
- Прежде всего хочу отметить, что российские мусульмане стали вторым религиозным объединением в нашей многоконфессиональной стране, которое теперь имеет свою, скажем так, социальную доктрину. На заре нового века и нового тысячелетия российская умма -сообщество мусульман - наконец получила программу, излагающую главные положения ислама по взаимоотношениям мусульман со светским государством и ряду насущных проблем современной российской жизни. Правоверные с молоком матери впитывают глубокое понимание, что их религия - это религия добра, мира, согласия, любви к Богу, к ближнему, к Отечеству. Поэтому важнейшая задача нашей доктрины - помочь преодолеть в сознании определенной части россиян ошибочные представления об исламе, о людях, исповедующих это вероучение.
- И что говорится в социальной доктрине о брачно-семейных отношениях у мусульман?
- Для ислама в высокой степени характерны социальная направленность учения, пристальное внимание к проблемам земной, повседневной жизни человека, в том числе к брачно-семейным. Причем последние рассматриваются в исламе, пожалуй, намного обстоятельнее, детальнее, чем в других вероучениях. Каждый наш имам, каждое духовное лицо и во время учебы, и в период последующего служения очень глубоко осваивает вопросы брака и семьи, воспитания детей, распределения имущества и наследования - все это крупные области мусульманского законоведения. Поэтому в доктрине лишь кратко отмечается, что "российские мусульмане направляют свои усилия на укрепление семьи, поскольку она передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает трудолюбие и духовность. В ней познаются такие понятия, как супружеская любовь, как отцовство и материнство, любовь и уважение детей к родителям и родителей к детям". Скажем, ислам учит, что если ваши родители пожилые и иногда не понимают вас, своих детей, говоря, мол, "в наше время такого не было...", дети не должны произносить даже негодующего слова "Уф!..", а не то что браниться с отцом-матерью по поводу их "устарелых" взглядов...
Дети всегда должны быть покорны родителям, заботиться о них. Когда же родители уйдут из земной жизни, дети должны всегда пребывать в молитве, прося у Всевышнего милости и упокоения душ усопших. Подобных норм, укрепляющих мусульманскую семью, в исламе великое множество...
- Готовясь к беседе, я встретил в одной из книг по-восточному поэтичную характеристику брачного союза у мусульман: "Женщинам вступление в брак приносит наибольшую пользу. Они в муже своем находят естественного своего защитника, хранителя и ощущают блаженство, видя его довольным..." Известно, что мусульманину Всевышним Аллахом разрешено иметь до четырех жен - на чем основана в исламе идея многоженства?
- Действительно, Священный Коран содержит такое назидание мужчинам: "... женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех". Но вслед за этими словами, идет "охлаждение": "А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной..." Жизнь подтвердила, насколько важным для мусульман было разрешенное им Всевышним Аллахом многоженство. Дело в том, что во времена утверждения нового вероучения мужчины, принявшие ислам, нередко брали себе в жены дочерей язычников. И если муж погибал в бою или умирал от болезни, вдова и осиротевшие дети оказывались в отчаянном положении. Родственники-язычники эту женщину к себе уже не принимали, ей и детям были уготованы горе, страдания, нищета. Ведая обо всем этом, Всевышний Аллах и дал возможность мусульманину позаботиться о несчастной вдове с детьми, взяв ее к себе как вторую жену. В этом случае не было прелюбодеяния, потому что она становилась именно законной женой. Налицо были чистота отношений мужчины и женщины, отцовское попечение о детях, которые оставались в родной мусульманской среде.
Заметим при этом, что далеко не каждый мужчина-мусульманин мог иметь хотя бы две жены, не говоря уже о трех-четырех. Во-первых, согласно законам шариата, он должен был получить согласие на второй брак от своей первой жены. Во-вторых, он для второй жены должен был обеспечить условия жизни не хуже, чем для первой, - например, купить или построить отдельный дом. Естественно, вторая жена имела и свой день приема мужа...
- Можно только предполагать, какой напряженной в любом смысле была жизнь мусульманина, имевшего четырех жен.
- Все происходило (и происходит в странах, где законодательно разрешено многоженство) по шариату. Вот некоторые его установления. Если кто имеет одну жену, то из четырех ночей одну должен проводить близ нее, а остальными может располагать по своему усмотрению. Если же кто имеет четыре жены, то у каждой должен провести по одной ночи. Из этого времени изымается, впрочем, период болезней и путешествий. В определенную для одной жены ночь муж не имеет права прежде идти к другим женам, разве только к заболевшим, что даже необходимо сделать. Жена может освободить мужа от ночи, ей определенной, и в этом случае он может идти куда пожелает. Также разрешается одной жене предоставлять свою ночь в пользу другой, однако на подобный "поворот" требуется особое согласие мужа...
Даже по этим правилам видно, как непросто быть многоженцем - ведь ни одна жена ни в коем случае не должна быть обделена вниманием, лаской, любовью своего мужа, иначе обиженная, скажем, первая жена уже будет ему харам, то есть запретной женщиной, что ведет к разводу, который в исламе резко осуждается. Не случайно в Священном Коране содержится мудрое назидание мужчинам: "И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и не хотели этого. Не уклоняйтесь же всем уклонением, чтобы оставить ее точно висящей. А если вы уладите и будете богобоязненными, то поистине Аллах прощающ, милосерд!"
- Почему же при всех изложенных (а есть еще, конечно, и множество других) хлопотах и "мучениях", сопряженных с многоженством, сегодня нет-нет и возникает вопрос о его "частичном введении на территории России"? Вот характерный заголовок одного из комментариев к социальной доктрине мусульман: "Совет муфтиев призывает Россию к многоженству"...
- Вы, думаю, удивитесь, но ничего похожего на такой "призыв" в доктрине нет. Авторы комментария, похоже, нарочито "усилили страсти". Во избежание новых кривотолков приведу дословно положение документа по этой проблеме: "Ислам устанавливает, что отношения между супругами не должны быть основаны на принуждении. Обязательная моногамия как институт внешнего принуждения сама по себе не может привести к возникновению любви и гармонии в браке и способствует неофициальной полигамии, при которой процветают многочисленные социальные пороки, а права женщины никак не защищены. Поэтому мусульмане считают допустимым многоженство с заключением брачного договора, устанавливающего права всех сторон, причем на первое место ставится ответственность мужчины за благо своей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам. В противном случае Всевышний Аллах запрещает мужчине брать вторую жену". Скажите, где здесь "призыв к введению многоженства в районах с преимущественно мусульманским населением"?
- Но тем не менее общественность у нас время от времени вовлекается по инициативе того или иного деятеля, политика в дебаты по проблеме многоженства как таковой?
- Предложение о введении многоженства в России действительно выдвигается. Об этом заявляют, к примеру, женские организации Республики Тува - сами понимаете, не мусульманские. Волнует эта проблема и женщин Башкортостана - и тоже, учтите, женщин не из мусульманской среды. О том же самом говорят некоторые депутаты Государственной Думы... Подобным взглядам и призывам есть только одно объяснение - люди ищут пути выхода из катастрофической демографической ситуации в России: из-за экономических потрясений последнего десятилетия меньше заключается браков, мало рождается детей, сокращается население. Что будет делать Россия в обозримом будущем для возмещения нехватки трудовых ресурсов? Станет зазывать "шабашников" из Китая, Вьетнама, Лаоса и других стран?
- Предположим, что довольно экзотическая для России идея многоженства однажды "овладеет массами"...
- В исламе, как мы видели, возможность многоженства освящена веками. В дореволюционной России оно у мусульман существовало. Современные российские мусульмане - люди в основе своей законопослушные. Решая свои брачно-семейные вопросы, они следуют действующему государственному законодательству. При этом, как записано в нашей социальной доктрине, "вопрос о возможности введения отдельных элементов исламского права в российское законодательство самими мусульманскими организациями не инициируется и может решаться только в русле законотворческого процесса в рамках Конституции РФ и в духе общественного согласия".
Если же вопрос о принятии, условно говоря, закона о многоженстве действительно встанет на повестку дня, то, полагаю, в этом случае уместно будет ввести в него некоторые положения шариата, касающиеся заключения брачного договора, надежной защиты прав женщин, всесторонней ответственности мужчины-многоженца за благополучие своей большой семьи...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников