НЕПРОЗРАЧНЫЙ ТАРИФ

Вокруг реформы электроэнергетики не умолкают споры. Многие считают, что изменения в отрасли приведут лишь к увеличению энерготарифов, хотя и сейчас они неумолимо растут. По мнению других специалистов, в результате проведения реформ цены на продукцию электроэнергетики могут даже уменьшиться. Такой точки зрения придерживается наш собеседник Валентин САНЬКО, генеральный директор АО "Северная энергетическая управляющая компания" (СЭУК), руководящий работой энергосистем Архангельской, Вологодской и Костромской областей.

- Валентин Михайлович, в Архангельской области планируется повышение тарифов на целых 40 процентов, что превышает процент роста, объявленный раннее. С чем это связано?
- Такое повышение тарифов "Архэнерго" связано с тем, что почти в три раза выросли цены на топливо. Столь резкого повышения - от 1000 до 2750 рублей за тонну мазута - мы не прогнозировали. Сказалась ситуация на мировом рынке топлива: поднялись цены на нефть. В итоге стоимость мазута, заложенная в тариф, превысила расчетную на 25 процентов. Возросла также плата за пользование магистральными электрическими сетями. К тому же надо вести ремонты, расплачиваться со старым долгами и платить налоги. В подобной ситуации повышение энерготарифов - единственно возможное, считаю, решение, которое позволит подготовить энергосистему к зиме и не даст свалиться региону в энергетический кризис. Согласитесь, лучше энергия по реальной цене, чем вообще никакой. Мы и так отстаем от плана по закупке резервного топлива к грядущему отопительному сезону.
- Но смогут ли промышленники "потянуть" новые тарифы? К примеру, недавно в Костроме Арбитражный суд по иску нескольких предприятий отменил решение РЭК о принятии новых тарифов.
- Самое интересное, что костромские промышленники понимают, что тарифы были экономически обоснованы. Это подтвердила и независимая экспертиза, проведенная по их просьбе Ивановским энергетическим университетом. При этом буквально через неделю по формальному поводу губернатор уволил с работы председателя РЭК. Следом промышленники опротестовали не сами тарифы, а процедуру их принятия. А всего за день до решающего заседания суда сменился судья, председательствовавший по делу... Но экономические процессы нельзя изменить по решению суда. Слишком долго в Костромской области действовали заниженные тарифы. Просто вместо относительно плавного их роста местные власти, промышленность и население получат резкий скачок цен. Кому от этого лучше - я не знаю.
- Некоторые эксперты считают, что в результате реформы отрасли тарифы на электроэнергию неизбежно вырастут. Согласны?
- Я бы не стал утверждать, что рост тарифов является неизбежным следствием реформы. Цель изменений в электроэнергетике - не в увеличении тарифов, а в повышении эффективности отрасли и надежности снабжения потребителей. На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что образование тарифов в энергетике - процесс совершенно непрозрачный. Экономика в нашей стране частично подчиняется жесткому государственному регулированию, а частично - законам свободного рынка. Ситуация в Архангельской области подтверждает это. Нефтяные компании действуют на свободном рынке, и их цены не регулируются государством, а у "Архэнерго" долгое время тарифы "сдерживались", что не позволяло обеспечить плавную корректировку их роста. В результате происходит резкий скачок тарифов. Ситуация усугубляется еще одной проблемой, которая требует решения в срочном порядке. Я говорю о системе перекрестного субсидирования. Ее суть в том, что низкие тарифы для населения компенсируются высокими тарифами для промышленных потребителей. А каким образом может предприятие компенсировать свои потери? Закладывая, например, цену дорогой энергии в стоимость булки, рубашки, автомобиля или другого товара, а также ограничивая заработную плату своим работникам. Так что низкие тарифы для населения на самом деле оборачиваются высокими расходами. Так что не лучше ли сделать весь процесс образования тарифов прозрачным? Управлять тарифным балансом очень сложно. Прежде всего от реформы я бы ждал приведения тарифов в соответствие с экономическими реалиями. В то же время никто не лишает государство права и даже прямой обязанности обеспечить дотации малозащищенным слоям населения, но, подчеркнем, эта помощь должна носить адресный характер.
- А как тогда, на ваш взгляд, будет сдерживаться рост тарифов?
- Дело в том, что в результате реформирования в энергетике появится такой мощный регулирующий инструмент, как конкуренция. Мировая практика как раз свидетельствует в пользу того, что переведение энергетического комплекса на рыночную основу способствует развитию конкуренции, а как следствие - постепенному понижению тарифов. Например, в Аргентине в результате дерегулирования с 1992 по 1997 год энерготарифы упали на 40 процентов, а доходы правительства страны от приватизации объектов электроэнергетики составили 10 млрд. долларов. Международный опыт хотят взять на вооружение и в России. К тому же у инвесторов появится стимул вкладывать средства в развитие новых мощностей и технологий, которые помогут сделать производство энергии дешевле, а тарифы - ниже. Возможно также увеличение доли импорта электроэнергии из тех регионов, где она дешевле.
Однако еще раз замечу: коренное улучшение ситуации в отрасли может произойти только после того, как в ней пройдут серьезные структурные изменения.
- Реформа электроэнергетики - процесс сложный и долгосрочный. Какая сегодня, на ваш взгляд, первостепенная задача на этом пути?
- Необходимо как можно скорее принять пакет законопроектов по реформированию энергетики. К сожалению, его рассмотрение в первом чтении депутаты отложили на осень. А ведь пока реформа не получит законодательной базы, изменения в отрасли будут происходить в достаточной степени хаотично, без учета мнения различных заинтересованных сторон. Чем дольше этот процесс будет оставаться вне рамок закона, тем сложнее и болезненнее он будет проходить для всех, в первую очередь - для населения.