ПОВРЕМЕНИМ

Белорусский лидер Александр Лукашенко переживает обострение антироссийских настроений. Не в первый раз и, думаю, не в последний. На сей раз причины его недовольства налицо. Точнее, они были написаны на лице Лукашенко во все время празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Оно выражало всю гамму отрицательных эмоций, связанных с отсутствием таблички с его фамилией на тех столах, где обедали и ужинали более, по протоколу, почетные гости Владимира Путина из стран "большой восьмерки". После этого все государственные СМИ Белоруссии, а негосударственные там исчезают стремительными темпами, и даже по российским телеканалам идут официальные минские новости, вылили ушат грязи на 300-летие, а заодно и на восточного соседа "в целом".
Заявление и действия самого президента Белоруссии тоже не заставили себя долго ждать. Он дезавуировал ранее достигнутые и уже озвученные Путиным договоренности о методах перехода к единой валюте. Запланированное на 1 июля этого года введение параллельного обращения в Белоруссии безналичного российского рубля было отменено. Кем - понятно: все решения принимает один человек, и мы его знаем. За согласованное ранее участие Газпрома в акционировании (49% акций) и реконструкции "Белтрансгаза", предприятие обветшавшее и в долгах, Минск запросил чуть ли не 5 мрлд. долларов. И это при том, что такая сумма составляет около трети от всей капитализации Газпрома (она, правда, занижена) со всеми его крупнейшими в мире запасами газа и трансконтинентальной сетью трубопроводов. За подрыв основ государственного строя из Белоруссии в 24 часа был выдворен корреспондент телеканала НТВ, передавший неугодный репортаж с похорон любимого многими (но не Лукашенко) писателя Василя Быкова. Вновь раздались тирады о том, что Россия спит и видит, как бы поугнетать гордый белорусский народ, лишить его суверенитета, что "нас просто хотят положить, разделить и подчинить" (из телеинтервью Лукашенко 30 июня).
А вот теперь скажите: есть ли еще какой-либо руководитель государства, который бы столь часто нарушал достигнутые с Россией договоренности?
Есть ли еще какая-либо страна, лидер которой прибегал бы к столь резкой антироссийской риторике? Разве что Грузия.
Есть ли еще какая-либо страна, откуда "за подрыв государственных устоев" изгоняют российских журналистов, как чуть ранее изгнали вице-спикера Государственной Думы, лидера одной из ведущих партий или видных аналитиков?
Есть ли в Европе еще какая-либо страна, где ее руководителем отвергались бы демократические принципы и не предпринимались попытки к ним приблизиться?
И есть ли другая страна, которую в такой же степени Россия бы поддерживала политически и экономически?
Что бы Лукашенко ни говорил об "угнетении", фундамент белорусской экономики - российские вливания. Уже не один год предоставляются кредиты якобы на стабилизацию белорусского рубля, которые на самом деле, по свидетельству весьма осведомленных источников, крутятся на счетах в российских банках. Лукашенко, кстати, просит все новые кредиты на сотни миллионов долларов и еще 2 млрд. долларов в порядке компенсации "за выравнивание налогового пресса" до уровня российского в случае создания единого экономического пространства. Энергоносители мы поставляем по внутрироссийским ценам. Это значит - дешевле, чем самим себе, потому что сами тратимся еще и на добычу, и на транспортировку из Сибири. Экономика Белоруссии во многом транзитная, а возможна она потому, что для нее действуют внутрироссийские, а не международные тарифы на железнодорожные перевозки. Почти треть доходов белорусского бюджета поступает от таможни. Но не только от пошлин за грузы, следующие транзитом из России и в Россию, но и от тех же грузов, просто бесследно растворяющихся. За счет бюджета Союзного государства, формируемого в основном нашей страной, финансируется 25 программ, но почти все они нацелены на подъем и субсидирование предприятий Белоруссии, а вовсе не России... И так далее. Не будет большим преувеличением сказать, что официальный Минск сохраняет уникальные по неэффективности и "нереформированности" экономический строй и политический режим за счет российских налогоплательщиков.
Зачем нам это нужно? Ответ всегда был один: во имя создания Союзного государства, сохраняющего единство братских народов. Видит Бог, я тоже всегда был сторонником российско-белорусской интеграции. Однако чем дальше, тем больше я прихожу к убеждению, что, рассуждая о Союзе - уже скоро 10 лет - Лукашенко вовсе не собирается его создавать. А разговоры по поводу возможности референдума о Конституционном акте или выборов в Союзный парламент нужны в основном для того, чтобы подстегнуть к этому вопрос о продлении срока собственного президентства.
В последнее время Лукашенко стал давать понять: за недовольством Москвой может последовать его "уход" на Запад. Поскольку он живет еще в прошлом веке, то почему-то полагает, что, как только перестанет дружить с Россией, его тут же примут с распростертыми объятиями в Европе и Америке. Это полный отрыв от реальности. С Лукашенко могут говорить только об условиях его ухода. В глазах западных политиков он по-прежнему нелегитимен.
Похоже, Владимиру Путину все эти выкрутасы поднадоели. Во время государственного визита в Великобританию он не случайно заявил, что мало следит за ситуацией в Белоруссии (как яснее выразить свою незаинтересованность в партнере?), однозначно дал понять свое отрицательное отношение к идее третьего президентского срока для Лукашенко. И договорился строить газопровод на запад Европейского континента и в Великобританию по дну Балтики - подальше от "Белтрансгаза" и его непредсказуемого (или слишком предсказуемого) хозяина.
Если, как утверждает Лукашенко, российские мотивы - "положить, разделить, подчинить", - то не нужно нам никого заставлять. Подождем. А братские народы друг от друга никуда не уйдут.