11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ

Зверев Антон
Опубликовано 01:01 05 Июля 2005г.
Мама школьницы, крайне удрученная частыми заболеваниями ребенка, однажды положила Кодекс законов о труде рядом с учебным планом. И оказалось, что чиновники из Московского департамента образования более чем в 2 раза завысили предел нагрузки на несовершеннолетних.

"Наши дети - рабы. Вкалывают по 60 часов в неделю вместо назначенных КЗОТом 24 часов. Если навесить эту норму на взрослого, он надорвется, - пишет в своем письме Валентина Викторовна Перевозник. - Я не понимаю, почему зарплата педагога прямо "завязана" на количестве часов-уроков. Если не отказаться от принципа "рубли за часы", то скоро детей просто перестанут выпускать из классов".
Учительская гонка за урочными часами печально сказывается на здоровье школьников. Учебные перегрузки приводят к сколиозу, нарушениям зрения, заболеваниям нервной и сосудистой систем, пищеварительных органов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди российских первоклашек полностью здоровыми можно считать не более 20 процентов, а к 11-му классу их число сокращается до 10 процентов.
Весь учебный год учителя воюют за аудиторные часы, копят их впрок, как маринованные огурцы, чтобы хватило на год. Знакомый американский профессор Стив Керр, ознакомившись с нашими порядками, изумился: "У нас педагогам платят за полный день, проведенный с детьми. А по часам работают только так называемые wet backs - "мокрые спины": грузчики, сборщики фруктов, временный обслуживающий персонал". В Европе наряду с высокооплачиваемыми "полнодневными" педагогами сохранились и почасовики. Их вызывают в школу по мобильной связи, чтобы срочно закрыть пустоты в расписании. Платят "мобильным учителям" примерно втрое меньше, чем штатным. Зато внештатники вправе обслуживать сколько угодно учебных заведений. В Хельсинки я познакомился с физиком, который имеет уроки в 15 школах.
Недавно коллектив под руководством директора Центра социально-экономического развития школы Анатолия Пинского подготовил проект концепции системы стимулирования труда учителей, которая покончила бы с почасовой оплатой, утвердившейся у нас с 30-х годов ХХ века. По мнению разработчиков, старая система "провоцирует рост числа занятых в образовании работников (рекордный на фоне других бюджетных отраслей); блокирует обновление педагогических технологий; исключает (при 6 - 8 уроках ежедневно) серьезную подготовку преподавателя".
Что же предлагается вместо принципа "рубли за часы"? Формула авторов проекта проста: деньги - за штатную должность. Кроме уроков, мерой для определения окладов должны стать такие фактически не учитываемые и почти бесплатные формы педагогических занятий, как внеурочная, внеклассная, воспитательная, методическая работа. В результате все сегодняшние изрядно запутанные доплаты и надбавки (за проверку тетрадей, участие в педсоветах, работу с семьями) получат четкое часовое выражение. Сумма этих часов вместе с уроками складывается в ставку, которой соответствует тот или иной оклад.
"Ничего нового при создании отраслевой системы оплаты труда изобретать не надо, - уверен заведующий кафедрой Академии повышения квалификации работников образования Николай Решетников. - Просто нужно привести ее в соответствие с КЗОТом. Сейчас все бюджетники, кроме учителей, работают по 8 часов в день. Но обязанности у них разные, что и определяет должностную ставку.
В школах, по мнению Н.Решетникова, следует определить должности и определить как ставки, так и должностные обязанности. К примеру, должность предметника предполагает не только занятия в классах, но и консультации для неуспевающих детей. Это, кстати, подвигнет преподавателей больше заниматься с отстающими. А должность учителя-воспитателя - это ведение воспитательной работы, массовых мероприятий и прочее. Количество ставок легко рассчитать. Скажем, в школе 40 классов - значит, и ставок для работников, организующих в них воспитательную работу, должно быть столько же.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников