ПИАР ГОРОЙ

Накануне саммита "большой восьмерки" разворачивается в марше нанятая российским оргкомитетом питерского форума пиар-компания "Кетчэм", зарегистрированная в Нью-Йорке. Перед ней поставлена задача, как утверждает английская газета "Индепендент", обеспечить благоприятный информационный фон встречи в верхах, где в роли председателя впервые выступит Владимир Путин. По утверждению газеты, сумма контракта составила семь миллионов долларов.

...Заснеженная страна пьяных бурых медведей, лязгающих зубами от холода и бескормицы. Империя зла. Верхняя Вольта с ракетами. Какие только ярлыки зарубежные недоброжелатели не лепили на СССР, а ныне на Россию! Кое-что в их навязываемых стереотипах было недалеко от истины - скажем, вся грустная правда о состоянии общественных привокзальных туалетов. Кое-что представляло собой типичную "развесистую клюкву". Но главное сейчас другое: лепили и лепят нам ярлыки методично, целеустремленно, что называется, по-научному. С учетом психологических законов восприятия и самых передовых, опробованных приемов.
Но вот в последний год российская политэлита начала свою контригру. Активизировала радиовещание на зарубежье. Запустила в эфир круглосуточно вещающий телеканал "Россия сегодня". И наконец пришла к мысли о насущной необходимости привлечь "легионеров" со стороны. В самом деле: если уж руль национальной футбольной команды мы доверяем иностранцу, почему бы специалистов по "медведям, водке и матрешкам" не привлечь к созданию образа новой России - постройневшей и поумневшей?
Вместе с быстро выговаривающими слова ньюйоркцами (так их аттестуют остальные американцы) в одной связке оказались британцы. В их числе Тим Аллан, сильно раскрученный ас-политтехнолог при аппарате премьер-министра, и известный телевизионный журналист, в недавнем прошлом ведущий корреспондент Би-би-си в Москве Ангус Роксбург.
Припоминаю, как Ангус рассказывал автору этих строк о самом первом, поразительном впечатлении от советской действительности: в ларьке с вывеской "Пиво" в окошечке была картонка, где от руки было написано: "Пива нет". С тех пор в его портфолио накопились сотни репортажей о России, которую он воспринимает как многомерную, противоречивую, меняющуюся. Не оставляющую равнодушным, а значит, вызывающую симпатии.
Сейчас, видимо, Ангусу предстоит выполнять социальный заказ. Предстоит "завоевывать друзей". Однако едва ли он как профессионал превратится в одночасье в лакировщика и аллилуйщика. Да и вряд ли от него потребуют изменить своим взглядам и объективности. Как резонно заметил Питер Гилфорд, глава фирмы "ДжиПлюс", филиала нью-йоркской пиар-компании "Кетчэм", "журналисты имеют право говорить о России все, что хотят, но и Россия имеет право быть услышанной".
Пиаровская акция. Имиджевая реклама. Слова не нашенские. Признаем, в пору великого противостояния идейные противники "за бугром" умело подавали и продавали себя.
Не то чтобы сообщения "от советского информбюро", радиопередачи иновещания на десятках иностранных языков и пропагандистские брошюры агентства печати "Новости" были совсем никчемны. Нет, они имели свою аудиторию, прямо скажем, чудаковатую, сочувствующую нашему социалистическому эксперименту. И все же в битве за умы и симпатии западные пропагандисты, превратившиеся ныне в пиарщиков и политтехнологов, выигрывали за явным преимуществом.
В наши дни стали обычными трансферы в спортивных командах. Происходит переманивание крепких хозяйственников в конкурирующую фирму. Набирает силу традиция приглашения варягов. Так что, возможно, нет ничего зазорного и в том, что именно иностранные спецы займутся на данном этапе - в рамках петербургского саммита "восьмерки" - "продвижением" России. Как товарного знака. Как бренда. Важно только, чтобы под этим брендом что-то действительно было - свое, самобытное, конкурентоспособное. А это уже только от нас с вами, дорогие сограждане, зависит.
МНЕНИЯ
Владимир ПАВЛЕНКО, политолог:
- В условиях, когда на целенаправленном пиаре и политтехнологиях строится вся глобальная политика, принятые меры полностью оправданны. Главное, напомню классика, - не форма, а содержание. "Своя идеология, неважно чьи техника и технологии", - так говорил К.Н. Леонтьев, один из основоположников русского консерватизма.
Сергей ЧУГРОВ, заведующий кафедры международной журналистики МГИМО (Университет) МИД РФ:
- Последние несколько лет мы целенаправленно готовим специалистов в области пиара. Учебная литература и разработки сверены или заимствованы у лучших зарубежных вузов. Соблюдены общепризнанные мировые стандарты обучения. Это в 30-е (да в 90-е) годы прошлого века мы были вынуждены приглашать иностранных спецов, потому что своих не было. Но сегодня, я уверен, на нашем рынке уже найдется немало высококлассных знатоков пиаровского дела, которые могли бы составить достойную конкуренцию экспертам из американской компании "Кетчэм". Допускаю, что они лучше знают свою аудиторию. Но я считаю, что "западный менталитет" - не столь замысловатая бонбоньерка с секретом, чтобы долго разгадывать, как она открывается...