НАРОД НЕ БЕЗМОЛВСТВУЕТ

Конфликт с переселением жителей нескольких домов московского поселка в Бутове получил всероссийский резонанс. Главный вывод: власть пока не умеет (или не хочет?) разговаривать с народом. Корреспонденты "Труда" попытались выяснить, как местные власти договариваются с людьми по острейшим вопросам их бытия.

КАЗАНЬ
В столице Татарстана в уличное противостояние с властями вынуждены вступить работницы порохового завода. Они живым заслоном встали перед вентилем газовой трубы, не подпуская к нему аварийные бригады Горгаза. Больше недели круглосуточно отстаивали они подачу газа не в свои собственные квартиры, а в цеха старейшего в России оборонного предприятия.
А дело в том, что руководство города при переделе федеральной и республиканской собственности решили поступить с заводом как с обычным коммунальным должником, отключив за временную неуплату газ, электричество, воду, не задумываясь особенно, что тем самым ставят под угрозу непрерывный химический цикл, восстановление которого потом влетит в копеечку. Выходит, есть еще у народа порох в пороховницах?
Еще пример. Чтобы вернуть бесплатный инсулин, казанские диабетики пошли на смертельно опасную для их здоровья многодневную голодовку. Только таким способом удалось заставить медчиновников выполнять свои обязанности.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Если с рядовыми гражданами власть обычно не церемонится, то на проделки проходимцев от бизнеса зачастую закрывает глаза. Иначе чем объяснить тот факт, что самовольное строительство в городе приняло массовый характер? Областная прокуратура признала, что 80 процентов нарушений в строительстве - незаконные постройки. Словно грибы после дождя в городе вырастают торговые центры, офисные здания. Многие из них не имеют разрешительной технической документации, а также документов на землю.
Но, пожалуй, самым скандальным явилось возведение в центре Ростова-на-Дону 7-этажного цветочного рынка. Не имея разрешения на строительство и утвержденной проектно-сметной документации, хозяин ЗАО, один из местных депутатов, построил здание-монстр, которое перекрыло проезжую часть близ Центрального рынка. Состоялась масса судебных заседаний. Наконец областной арбитражный суд принял решение о сносе незаконно построенного здания. Но хозяева его упираются, семиэтажка стоит на том же месте. Чиновники не спешат выполнять судебный вердикт.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
У Куликовых 20 соток сада отняли по решению суда, инициированного районной администрацией. Был милицейский штурм - его в подробностях хозяйка Елена продемонстрировала мне на ноутбуке. И ухоженный сад тотчас попал под бульдозер, теперь на этом месте пустырь.
Этот двухэтажный дом (на снимке) никак не вписывался в экстерьер другого, элитного жилого дома. Сегодня в старом доме живут 14 семей. У каждой своя судьба. Ирина Рукавишникова, родившаяся в 1917 году, всю жизнь здесь прожила, дом проектировал и строил ее отец, Семен Антипович. Семейство Куликовых - Елена, старший научный сотрудник, и ее муж Юрий - не представляют, как можно всего этого лишиться, переехав в квартиру на окраине, которую им предлагают. Причем предлагает не фирма-застройщик, а горадминистрация в лице мэра Вадима Булавинова.
Елена Куликова рассуждает вполне резонно: "Не надо никаких переселений. Вы, власти, оцените стоимость квартир и заплатите, сколько положено, а мы уж сами жилье себе приобретем. Там, где нам нравится, по душе. Год ходят ее бумаги, и всюду отказ. Комиссии приходили к ним не раз, все измеряли, считали... А цену до сих пор не определили. Квартиры-то пятикомнатные... Дорого, однако, должны стоить. Между тем в договоре от 9 февраля 2004 года, подписанном мэром Булавиновым, говорится, что будут приниматься "все необходимые усилия к экономии и удешевлению расселения жильцов дома N 35 по ул. Нестерова".
Люди в этом доме живут как на пороховой бочке. По очереди охраняют свое жилище, даже палатку поставили на случай дождя. Боятся организованного "пожара". Один раз двери входные поджигали. Кстати, для Нижнего Новгорода ситуация стандартная: там, где суждено быть новостройке, нередко все сгорает.
Когда корреспонденты "Труда" подошли к "объекту" и стали фотографировать его, тотчас же подошли охранники фирмы-застройщика: по какому праву снимаете? Они чувствуют себя здесь уже хозяевами. А два дня назад сюда пришли "КамАЗы" и выгрузили под окна дома N 35 фундаментные блоки...