НЕРОДНАЯ КРОВЬ

Прокуратура Щучанского района Курганской области расследовала дело о разглашении тайны усыновления. Приемные родители скрывали от всех, что у них неродной ребенок: ему дали свою фамилию, изменили даже место и дату рождения. Но вдруг в местной газете появляется заметка, в которой директор приюта, вероятно, без задней мысли, изложил историю сироты. Для семьи это стало настоящей драмой. Директору предъявлено обвинение по статье 155 УК РФ. Кара - вплоть до исправительных работ...

Во многих западных странах никакой тайны из усыновления не делают, считая, что такими поступками надо гордиться. А в нашем законодательстве существует противоречие: с одной стороны, есть тайна усыновления, а с другой - ребенок имеет право на информацию о себе, о своих биологических родителях. Устранить законодательную нестыковку можно, только перейдя к открытому усыновлению. То есть не скрывать от ребенка правду.
В пользу этого есть и материальный довод. Сейчас местные власти ищут способы устройства сирот в семьи. Например, в Белгороде почти год действует закон: приемным родителям, если они, например, живут в общежитии, предоставляют муниципальные квартиры. Всем выдается пособие в 4 тысячи рублей - половина стоимости содержания ребенка в детдоме. В результате за полгода белгородцы усыновили вдвое больше детей, чем в прошлом году. В Тульской, Владимирской, Ярославской и других областях тоже ввели денежные выплаты. Но некоторые усыновители отказываются от пособий, опасаясь раскрытия тайны усыновления. Когда перечисляются деньги, у доброхотов всегда могут возникнуть вопросы: откуда, за что? И нет гарантии, что тайное не станет явным.
А нужна ли вообще тайна усыновления? За ответом мы обратились к доктору психологических наук, проректору столичного гуманитарного института Галине СЕМЬЯ.
- Сразу скажу: я сторонница открытого усыновления. Но, похоже, наше общество пока к этому не готово. Я проводила специальное исследование, в котором участвовали сотрудники органов опеки и попечительства, директора детдомов, общеобразовательных школ, журналисты и просто граждане. Ожидала, что большинство скажет: давайте отменим тайну усыновления. Ведь здорово, когда кто-то усыновляет сироту. Но полученные данные меня обескуражили.
Больше всего за отмену тайны высказались специалисты органов опеки и попечительства - 55 процентов. А, например, среди журналистов - поровну "за" и "против". Большинство директоров школ и детсадов, которые не связаны с усыновлением, оказались "против". И вообще, три четверти рядовых граждан считают: когда ребенок не знает, что неродной, отношения в семье лучше. Возможно, в общественном сознании просто засел стереотип: если усыновляешь ребенка, значит, с тобой не все в порядке. Чтобы избавиться от комплекса неполноценности, на какие только ухищрения не пускаются женщины! Например, имитируя беременность, ходят с подушкой на животе или меняют место жительства. Чаще всего уловки оказываются напрасными. Согласно исследованию, 64 процента специалистов сталкивались с фактами разглашения тайны. Причем в 92 случаях виновные вообще не наказаны, и только в 9 - заплатили штраф. Хотя статья УК предусматривает и более серьезные меры.
Но представьте себе жизнь родителей, которые постоянно со страхом ждут, что тайна может раскрыться. Иногда случайно. Вот в нашем институте проводили занятие для студентов о наследовании признаков. Для этого анализируются данные родителей: цвет глаз, группа крови... У девочки-отличницы никак не сходилось решение. А вечером к преподавателю прибегает мама: "Что делать? Дочка целый вечер корпит над задачкой. Она же не знает, что мы ее взяли в доме ребенка". Задачка из учебника поставила под угрозу благополучие семьи.
Часто приемные родители принимают за признаки "дурной наследственности" обычные возрастные кризисы. Тут нужна помощь психолога, но к нему не обращаются, опасаясь разглашения тайны. Знаю случай, когда мамаша, выйдя из тюрьмы, шантажировала приемных родителей, вымогая деньги. Пригрозила все рассказать ребенку. Однажды действительно подкараулила, но мальчик не удивился: "Я знаю, что ты меня бросила".
А вот если ребенок внезапно узнает, что он не родной людям, которых считал мамой и папой, это становится тяжелой моральной травмой. Появляется ощущение обмана: близкие люди вдруг кажутся чужими. Особенно это опасно в подростковом возрасте, когда начинают мучить вопросы: кто я такой, на кого похож, кто предки? В западной специальной литературе это называется "зов крови". Ребенок может даже убежать из дома на поиски "настоящих" родителей. Хотя, посмотрев на них, многие благополучно возвращаются домой. А вот восстановить утраченное доверие уже непросто.
Из 103 тысяч сирот, которые в прошлом году были переданы на воспитание в семьи, 93,3 процента остались в России. Причем если прежде иностранцы больше усыновляли наших сирот, то в этом году впервые международное усыновление упало на 36 с лишним процентов (меньше 7 тысяч детей), а российское выросло почти на 7 процентов (до 7,5 тысячи).
СОВЕТ ПСИХОЛОГА
КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ПРАВДУ?
Если вы внутренне готовы раскрыть ребенку тайну, то важно сделать это вовремя - желательно в дошкольном возрасте. До 4 лет ему все равно, откуда появился на свет, он еще не понимает, что такое усыновление. Хорошо объяснить через сказки, в которые дети верят. Причем с подробностями, как искали именно его - любимого и единственного. А если он впоследствии захочет найти биологических родителей, ни в коем случае не препятствовать. Ребенок оценит вашу любовь.