ТОЛЬКО, ПОЖАЛУЙСТА, БЕЗ ЗАЛПОВ!

Здесь всегда многолюдно. Очереди у трапа бывают такие - Эрмитаж позавидует! Особенно сейчас, летом, в пору белых ночей. В их сероватой дымке крейсер "Аврора" смотрится величественно, кажется неприступной морской крепостью.

Говорят, именно по ночам здесь происходит все самое интересное: оживают тени боевого прошлого, самопроизвольно бьют склянки, приветствуя их, а также влюбленных, примостившихся близ корабля на гранитных парапетах набережной. По давнему городскому преданию, кто объяснится в любви у "Авроры" или на "Авроре" - будет счастлив со своим избранником всю жизнь...
Но я пришла сюда днем. И не пожалела! Первым делом встала в очередь желающих попасть на легендарный крейсер. Между прочим, один из старейших в мире - спущен на воду был он 106 лет назад! За прошедшие десятилетия корабль внешне мало изменился. "У него ведь киля давно нет, поставлен на подводный бетонный постамент", - слышу разговор двух молодых людей, явно не петербуржцев. Знакомлюсь: братья Иван и Николай Шустовы. Второй день в северной столице, приехали с Урала на неделю "посмотреть город" и вот сразу сюда, на Петровскую набережную.
Про постамент вместо киля - это байка. Командир "Авроры", капитан первого ранга Анатолий Бажанов рассказывает, что родилась она после ремонта 20-летней давности. В середине 80-х крейсер чинили капитально. Самые сложные работы были как раз ниже ватерлинии. Киль обновили, но ни о каком "постаменте" и речи не шло. Сейчас, кстати, подводную часть корабля ежегодно осматривают водолазы.
Наш разговор с братьями слышит симпатичный морячок, регулирующий поток экскурсантов, стремящихся попасть на "Аврору".
- О крейсере ходит много баек, вы их поменьше слушайте, - говорит он. - На самом деле корабль сохранился почти в первозданном виде, только кубрики стали более удобными, современными да техническая часть. "Аврора" может жить в автономном режиме!
Моряка зовут Игорь Соболев. Ему 19 лет. Родом из Нижегородской области. На "Авроре" проходит срочную службу. По морской своей специальности он марсовый (есть такая площадка на грот-мачте). Но вообще, конечно, как и остальные 29 служивых, никакой работы на крейсере не чурается. И с гордостью рассказывает как о вертикально летящих вниз корабельных трапах, до блеска отшлифованных моряцкими ботинками, так и об орудиях, дававших жару гитлеровцам в годы Великой Отечественной войны, и о машинно-котельном отделении, и о музее.
В музей я попала спустя примерно полчаса стояния в очереди. Запускают туда группами по 7 - 10 человек, чтобы не толкались, все спокойно рассмотрели, услышали, что рассказывает его хранитель контр-адмирал Лев Давыдович Чернавин. Он в эти дни принимает поздравления: музею исполняется 50 лет! 12 из них Лев Давыдович его начальник. Во многом благодаря его усилиям постоянно пополняется экспозиция, насчитывающая около 1000 экспонатов. Одно из недавних поступлений - фотографии командиров корабля прежде всего дореволюционной поры. Немало архивов изучил контр-адмирал со своими помощниками, прежде чем найти их, решить вопрос о передаче на вечное хранение в музей крейсера.
Обосновался музей, созданный в 1956 году, в бывших матросских кубриках. В одном из них, помимо стендов, сохранились несколько коек, в том числе подвесных, такой же подвесной стол с алюминиевыми тарелками и чашками. После сна и еды все подвесы снимались, складывались в специальный мешок, кубрик становился обычной корабельной "рабочей зоной".
Из музея прямой путь в машинно-котельное отделение, гордость сегодняшней "Авроры". Все в таком состоянии, что хоть сейчас запускай машины! Народ здесь толпится подолгу, разглядывая диковинку. И мало кто догадывается, каких усилий стоит команде поддерживать в этом отделении идеальный порядок, будто вот-вот идти крейсеру в поход.
Экскурсантов проходит на корабле до полутора - двух тысяч человек в день. В год "набегает" до 350 тысяч человек. Не только россиян, но гостей из разных уголков мира. В очереди со мной терпеливо стояли, например, японцы. Человек 10 дотошно выясняли у вахтенного, что можно на корабле фотографировать, что нельзя, куда разрешено спуститься-подняться. Но потому, как потом легко ориентировались между мачт и орудий, шустро сбегали по трапам и почти не задавали вопросов, я поняла: здесь они уже не в первый раз.
- Иностранные делегации встречаем регулярно, - говорит капитан 2-го ранга Николай Амелько. - Чаще всего это военные министры. Экскурсии по кораблю они воспринимают обычно как важную часть своей теоретической подготовки. Принимаем их в большой кают-компании. И хоть регламент таких приемов строго ограничен по времени, наши гости нередко засиживаются допоздна. Нравится им у нас.
За 50 лет существования музея - во многом благодаря ему "Аврора" обрела вторую, мемориальную, жизнь - на корабле побывало более 30 миллионов посетителей. Контр-адмирал Чернавин считает, что это... только начало. Чем дальше, говорит, от ХХ века, тем больший будет интерес к крейсеру. И не исторический холостой выстрел октября 1917 года, "перевернувший Россию", интересует людей. А то, как строили наши предшественники корабли, инженерная мысль создателей "Авроры". И умение моряков ХХI века все это беречь.
Однако не всегда после 1956 года "Аврора" использовалась в музейных целях. Так, 21 ноября 1996 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в присутствии представителей руководства города, начальства Военно-морской академии состоялось перезахоронение доставленного из Бельгии праха замечательного русского гидрографа и мореплавателя Б.А. Вилькицкого. После того как герою были отданы воинские почести и отгремели залпы салюта на его могиле, все присутствующие на похоронах отправились на крейсер "Аврора", чтобы помянуть Бориса Андреевича.