08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ПТИЧЬЯ" ИСТОРИЯ: КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН

ДОСЬЕ
Четырехтомное издание Audubon J. J. "The Birds of America from original drawings".

ДОСЬЕ
Четырехтомное издание Audubon J. J. "The Birds of America from original drawings". Vol. 1-4. London: The Author, 1827 - 1838 печаталось на заказ ограниченным тиражом - около 200 экземпляров. Особую ценность представляет потому, что все 435 гравюр с 1065 изображениями птиц в натуральную величину (многие вымерли) выполнены в технике акватинты и офорта и раскрашены от руки.
В мире сохранилось 120 полных комплектов издания. Эксперты Christie's считают, что полный комплект "Птиц Америки" может стоить не меньше 5 млн.$. Российские эксперты оценили 4 тома "Птиц", украденных из Российской национальной библиотеки (РНБ), в 2 млн. 92 тыс.$.
УТРАТУ ЗАМЕТИЛИ НЕ СРАЗУ
В августе 1995 года в берлинский отдел аукционного дома Christie's пришел полноватый господин в очках, лет около 40, и предложил на торги полный комплект страшно редких листов, вырезанных из атласа "Птицы Америки". Раритет тянул на несколько миллионов у.е.
В Берлине у Christie's нет книжного отдела. Гравюры передали в Лондон. Там возникло подозрение: этот экземпляр "Птиц" украден из России, где есть три полных комплекта "Птиц": два в Питере - в библиотеках Академии Наук и Российской национальной, один - в Москве, в музее Дарвина. Но по Интерполу сообщений о пропаже не проходило.
У Christie's в России в то время была представитель - Анна Белорусова, жившая в Петербурге. Ей-то и поручили деликатно поинтересоваться - все ли в порядке с имеющимися в стране изданиями "Птиц Америки"?
Белорусова позвонила в Москву и, представившись специалистом, который занимается изучением редких изданий, спросила про особенности хранящегося в музее раритета.
В библиотеке после звонка Анны начался переполох. Хранительница пошла в каталог за "птичьей" карточкой. Той на месте не оказалось. Женщина направилась к "месту прописки" раритета, в иностранный отдел. На полке она увидела корешки "Птиц". С трудом вытащив с полки первый том, открыла обложку и... Вместо гравюр внутри лежали подшивки старых газет. То же самое обнаружилось и под обложками других томов атласа...
МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В непричастность Анны к краже милиционеры поверили. Тем более - они получили ниточку: судя по всему, пропавший из РНБ комплект "Птиц" находится в Лондоне.
Странное дело. Известно, где украденное. Но неизвестно - кем и когда? Смущал механизм кражи - сигнализация не пострадала, листы из переплетов вырезаны бритвой... Трудно представить, что кто-то на глазах у всей библиотеки выносит из закрытого хранилища около 500 листов размером почти метр на полметра. Или вор "работал" ночью и помогал ему кто-то из библиотечных? РНБ - старейшая публичная библиотека страны. Иностранный фонд тут - один из самых ценных. Посторонних сюда не пускают. Исключение делается для особо почетных читателей. Значит, вор был как раз из таких.
ЧТО ПРОИСХОДИЛО В РОССИИ...
Решили считать, что "Птицы могли быть украдены в любой момент с апреля по сентябрь. Антон Лихоманов, в то время зав. отделом фондов и архива РНБ, пояснил:
- В апреле к зав. иностранным фондом пришла информация из УФСБ, что группа Панкова (совершившая здесь же другую кражу) вроде бы собиралась украсть и это издание. Мы проверили и убедились, что раритет на месте. Но на всякий случай переставили его, чтобы атлас было невозможно найти по шифру. А на старое "птичье" место положили факсимильное издание "Птиц Америки" 1970 годов.
Так понемногу вырисовывался портрет вора: только специалист мог отличить факсимильное издание от оригинала. И еще - новое место хранения раритета было известно лишь узкому кругу людей в РНБ. Правда, в этот секрет могли посвятить особо доверенных читателей...
... И В ЛОНДОНЕ
Christie's предпринял собственное расследование, его вел г-н Колин Рив, в то время - начальник службы безопасности:
- Мы попросили берлинский офис прислать все документы, касающиеся этого издания. Продавцом оказался российский гражданин Александр Мамонтов, проживавший тогда в Любеке (Германия).
- В подтверждение своих прав на гравюры, - продолжает рассказ глава СБ Christie's, - Мамонтов прислал нотариально заверенную дарственную от мамы, проживающей в городе Славянске-на-Кубани, о том, что она дарит ему фамильную семейную библиотеку - "Птицы Америки", "Птицы Азии" и другие книги XVI - XX веков - всего 75 книг общей стоимостью 600 тыс. рублей. Прислал он и письмо с рассказом о дедушке, который участвовал в послереволюционной компании по изъятию ценностей у аристократов. Дед якобы получил право выкупить несколько конфискованных книг и таким образом положил начало будущему собранию. В Лондон попали и 4 фото переплетов комплекта и якобы подлинный кусочек одного из них. Среди документов была и копия обложки каталога, выпущенного РНБ, с надписью от 21 ноября 1995 года: директор библиотеки благодарит г-на Мамонтова за то, что он подарил бывшей Салтыковке часть своей коллекции.
У специалистов Christie's главное сомнение вызывал тот факт, что дарственная от мамы заверена 1 декабря 1995 года, то есть спустя 3 месяца после того, как Мамонтов принес "Птиц" на продажу. И, если верить дарственной, получалось, что в России существовал никому не известный экземпляр редкого атласа. Но департамент по сохранению культурных ценностей Минкульта РФ официально заверил: разрешения на вывоз раритета из страны не выдавал. Так каких "Птиц" отставной капитан принес на продажу?..
Сотрудники книжного отдела Christie's продолжали наводить справки о редком издании и обнаружили в Корнуэльском университете Нью-Йорка архивы профессора Вальдемара Фриза. Этот ученый посвятил жизнь исследованию рисунков Одобона.
Вольдемар Фриз объездил весь мир и составил подробнейшие описания первых 10 страниц всех известных на сегодняшний день экземпляров "Птиц Америки". В начале 1970-го ученый приезжал и в СССР. Согласно его запискам экземпляр петербургской библиотеки - с характерным красным крапом по обрезу листов (у каждого издания Audubon' он был разный).
Рассказывает начальник СБ Christie's г-н Колин Рив:
- Когда мы сравнили описание профессора Фриза с экземпляром, находящимся у нас, сомнений почти не осталось: эти "Птицы" - из Санкт-Петербурга. Мамонтов, видимо, что-то почувствовал. В декабре 1996 года он прислал факс, где просил вернуть документы. Позже он позвонил мне, и я сказал, что передам бу-маги полиции. На что он ответил: "Я понял", - и положил трубку.
Так дело о "Птицах Америки" (и сами 4 тома атласа) перешло в Скотленд-Ярд.
КОЛЛЕКЦИЯ ДЕДУШКИ
Российское же следствие катилось ни шатко, ни валко. Ожило оно, когда дело поручили Алексею Петрову. Он проверил дарственную Мамонтова. Выяснилось, что нотариус, заверявшая документ, ни одной из книг сама не видела. Но следователь хотел убедиться, что коллекция дедушки существовала на самом деле. Может, кто из соседей видел в доме старинные книги? А может, собрание пользовалось известностью среди букинистов? Но нет, соседи старинных книг не вспомнили, а антиквары о коллекции Мамонтова слышали, но ничего конкретного сказать о ней не могли.
ВЫНЕС НА СЕБЕ
По крупицам сыщики собирали эту головоломку. Судя по всему, дело было так. Мамонтов вел переговоры с руководством библиотеки о своем подарке, появлялся в РНБ часто и среди сотрудников считался своим. Контактный, общительный, доброжелательный... Однажды, как рассказывают сотрудники РНБ, их очаровательный Александр Евгеньевич появился в читальном зале с тростью, в длинном, до колен, свитере. Он отчаянно хромал, и ему разрешили заниматься прямо в фондах иностранного отдела. Вскоре Мамонтов стал появляться в плаще до пят, надетом поверх свитера: его вроде познабливало... Столик ему выделили самый удобный - как раз в закуточке посреди отдела, чтобы не слишком утомлялась больная нога.
"Птицы" лежали неподалеку... Он вырезал их потихоньку и клал в опустевшие переплеты газеты вместо гравюр. Экспертам удалось найти отпечатки пальцев Мамонтова на оставшихся в переплетах корешках и газетных подшивках.
Выносил он гравюры на себе.
БРИТАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Весной 1997 года переплеты "Птиц" с вырезанными корешками листов отправились в Лондон. Там предполагалось провести экспертизу, которая должна была дать ответ на вопрос, который больше всего волновал Christie's: чье же это издание?
Вердикт английских экспертов: "залетевшие" к ним "Птицы" - из России. И хотя оставшиеся в обложках обрезки гравюр и лондонские листы не подходили друг к другу (преступник подровнял края), но их удалось довольно точно соединить. Водяные знаки на бумаге - надписи "J.Whatman 1826 - 1827" и "J. Whatman Turkey Mill 1832 - 1833" - совпали идеально.
ДОРОГА ДОМОЙ
Начальник нового департамента Минкульта по сохранению культурных ценностей Анатолий Вилков в начале 1997 года приехал в Лондон, чтобы изучить работу Art Loss Register (ALR) - организации, собравшей самую крупную в Европе компьютерную базу данных культурных ценностей, находящихся в розыске. В России тогда планировалось затеять свою такую базу. Один из учредителей ALR - Christie's. Естественно, разговор коснулся "Птиц"...
Англичан интересовало, почему они 2 года не могут добиться от РНБ подтверждения, что гравюры действительно принадлежат библиотеке? Вернувшись в Москву, Вилков начал спасение "Птиц". Он выяснил, что британцы свои запросы посылали в российское бюро Интерпола. Оттуда их честно пересылали в Санкт-Петербург, следователю Медведеву.
В апреле 1997 года в Лондон ушло письмо, к которому сотрудники РНБ приложили копии из "Отчета Императорской Публичной библиотеки за 1862 год", где черным по белому было написано - издание поступило в библиотеку из Императорской Иностранной Эрмитажной библиотеки, а туда попало в 1840 году по заказу Николая I.
ПОМОГЛО ФБР
В январе 1998 года арестовали Александра Мамонтова...
Питерские сыщики обратились к американским коллегам с дружеской просьбой - помочь повидаться с подозрительным продавцом "Птиц". Фэбээровцы оказать такую услугу не могли: Мамонтов находился у двоюродного брата в Атланте законно и поводов для выдворения из страны не давал. Правда, у него заканчивалась виза, и тогда иммиграционная служба США настойчиво стала советовать Мамонтову съездить в Россию для переоформления документов.
ВЕРСИЯ МАМОНТОВА
Отставной капитан рассказал сыщикам, что его беды начались, когда он познакомился с неким Юрием и рассказал ему о коллекции. Юрий предлагал за нее большие деньги. Но Мамонтов уже догадывался: на Западе эти книги стоят дороже. Юрий перешел к решительным "аргументам": Мамонтова дважды избили. Весной капитан якобы получил два удара ножом и попал в больницу. Но с коллекцией расстаться не желал. (В России - это доказано - он в больнице не лежал вообще. Лишь однажды обращался в травмпункт, объяснив, что его побили хулиганы.)
После таких "уговоров" Мамонтов согласился на обмен. Он должен был отдать всю свою коллекцию Юрию (вместе с "Птицами Америки"), а сам получить только одно издание - точно такие же тома Одобона, но в Германии, у коллекционера Карла фон Розена.
Мамонтов приехал в Германию. Фон Розен показал капитану свое сокровище: 435 листов с гравюрами, вырезанными из четырехтомника. Они направились в берлинское отделение Christie's, чтобы проверить атлас по черному списку Интерпола. "Птицы" оказались чистыми. Обмен состоялся. (Кто такой Юрий, сыщики установить не смогли.
Мамонтов вернулся в Россию, сфотографировал книгу в первозданном виде (эксперты установили: на этих снимках - муляж переплетов), затем вырезал гравюры из обложек - хотел навредить Юрию. Отдал гравюры фон Розену, уничтожив обложки. Себе оставил лишь кусочек корочек и фотографии. А ту часть собрания, которая не понадобилась Юрию, передал в дар РНБ. И отправился в Атланту (США) погостить у брата. Перед отъездом сдал "Птиц" фон Розена на аукцион.
Эта версия стала подарком для Минкульта. Фактическая ее цена - больше 3 тыс. фунтов. Именно в такую сумму обошелся бы России вердикт британского суда о возвращении издания домой. А так, учитывая бесспорные результаты экспертизы, Скотленд-Ярд согласился на упрощенную процедуру возвращения раритета.
ДОСЬЕ
Джон Джеймс Одобон родился в 1785 году. Несколько лет учился во Франции, в мастерской Давида. В 1803 году переехал к отцу, в Пенсильванию. Одобон увлекся дикой природой. В 1820 году он задумал изобразить все породы птиц, известные в Америке, и издать рисунки в виде атласа. Работа над атласом длилась с 1827 по 1838 год. Полный комплект стоил по тем временам огромные деньги - $ 1 тыс.
Мамонтов Александр Евгеньевич, 1961 года рождения. Бывший военнослужащий. Женат, имеет ребенка. Семья жила в Питере. После увольнения в запас сотрудничал с питерскими газетами. Часто бывал в Германии.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников