ГЕОРГИЙ ВАЙНЕР: В ШКОЛЕ МЕНЯ СЧИТАЛИ ТУПЫМ

22 фильма, 152 книги, выпущенные в разных странах, - таков сегодня "творческий багаж" одного из корифеев отечественной детективной литературы Георгия Вайнера.

- Георгий Александрович, ваш новый роман "Умножающий печаль" написан не в тандеме со старшим братом Аркадием, к чему все давно привыкли, и, насколько известно, вдали от Белокаменной...
- Действительно, я написал его в одиночку, позволив себе временно нарушить наш творческий союз. Но это вызвано не личностными причинами, а чисто житейскими обстоятельствами. В последнее время я почти восемь месяцев в году провожу в Нью-Йорке или Париже, где есть все условия и для трудов праведных, и для отдыха. Аркадий же много сил и энергии отдает телевидению - каналу "Дарьял ТВ", который вместе с друзьями-единомышленниками учредила его дочь Наталья Дарьялова. Я же с испугу, что не успею сделать все задуманное, взялся за "Умножающего печаль".
- О чем это?
- Как сказано у Экклезиаста, "во многой мудрости много печали. Умножающий знания умножает скорбь..." Я попытался осмыслить и описать в романе природу денег - этой новой стихии, захватившей нашу страну.
Долгое время люди верили, что царство Божие на небесах. Потом идеологи марксизма-ленинизма пытались нам вдолбить, что оно будет построено на земле, в чем все скоро разуверились. Сегодня люди верят в силу денег: им кажется, что это единственное, с помощью чего можно решить все вопросы. Но деньги разрушили нравственный и этический климат, веками существовавший в нашем обществе. Разрушили представления о дружбе и любви, верности и подлости. Героями моего романа стали олигархи и магнаты, олицетворяющие реальную силу нового идола. Это те, для кого деньги отнюдь не только средство удовлетворения скромных житейских потребностей, но прежде всего действенный и даже всесильный инструмент власти. "На мои деньги люди едят, плодятся, учатся. Я кручу мельничное колесо истории, - говорит один из героев романа. - Мои деньги питают энергией работяг и художников. Они - источник их работы, стимул вдохновения, праздничный погонщик трудолюбия"...
Это они, нынешние денежные "мешки", заказывают музыку, формируют моду, вкусы, политические тенденции, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. Таких реально значимых героев - дирижеров нашего бытия - в нашей литературе практически еще не было. Финансовый магнат сегодня куда более сложный и значимый персонаж, чем созданные в советское время карикатурные образы буржуа или кровососа-империалиста с толстым животом и хищными глазами. Я отнюдь не призываю читателя полюбить героев моей книги. Но знать, понимать природу их деятельности будет небезынтересно, потому что они, безусловно, - сильные и зачастую талантливые люди.
- В романе есть показавшееся мне любопытным откровение одного из героев: "Правильно про вас, ментов, говорят: "ничего святого, кроме зарплаты". Вы разделяете эту точку зрения?
- Я-то как раз считаю, что настоящие милиционеры, или "менты", как их пренебрежительно у нас называют, - это особая группа людей, у которых есть свои достоинства и недостатки. Но только человек, ощущающий внутреннюю потребность защитить общество от распространившегося зла, может идти на эту неблагодарную, чудовищную работу. Проще говоря, он должен охранять человеческое стадо от хищников. Поток ежедневной информации об убийствах, ограблениях, изнасилованиях, кражах невольно создает у обывателя ощущение беспомощности правоохранительных органов перед бандитами, убийцами и ворами. Между тем сегодняшний "мент" - порождение нашего общества со всеми его бедами и изъянами. И пока оно не выздоровеет, мы будем иметь ту милицию, какую имеем.
Я прожил за рубежом не один год и, естественно, сталкивался с работой полиции, в том числе американской. У них достаточно высокий уровень раскрываемости преступлений, хотя и там есть немало препятствий для эффективной работы. Возможностей же у американской полиции значительно больше, чем у нашей милиции. Начнем с того, что материальная обеспеченность нашего милиционера по сравнению с западным копом просто смехотворна. Каждый полицейский, например, со дня принятия присяги страхуется в США государством на сумму 250 тысяч долларов. А скажем, эффективность действий английской полиции связана не только с высоким материальным обеспечением, но и с уважительным и даже почтительным отношением населения к стражам порядка.
Два с лишним года назад я собрался снять большой многосерийный фильм про Интерпол. Был даже готов основной блок материалов, но из-за августовского кризиса фильм остался незавершенным. Успешная работа Интерпола позволяет мечтать о том, что в обозримом будущем, когда будут сняты границы и все государства объединятся для решения актуальных общих проблем, появится мировая полиция. Я считаю, сегодняшний Интерпол - ее прообраз.
- У любого писателя, на мой взгляд, есть то единственное, выстраданное произведение, по которому его знают читатели. Что вы считаете своей творческой вершиной?
- Это, конечно, идеальный вариант, когда мнения автора и читателей совпадают, хотя такое случается нечасто. На мой взгляд, наиболее интересное из того, что сделано братьями Вайнерами в литературе, - это романы "Евангелие от палача" и "Петля и камень в зеленой траве". А поистине счастливая судьба выпала роману "Эра милосердия", феерический успех которого обеспечила его экранизация, которую осуществил Станислав Говорухин - фильм "Место встречи изменить нельзя".
- Как вы считаете, успех картины - это заслуга сценаристов братьев Вайнеров, режиссера-постановщика или прекрасно подобранного ансамбля исполнителей?
- Скажу без ложной скромности, что "Эра милосердия" - добротное чтиво, которое и до экранизации пришлось многим читателям по душе. Но надо отдать должное профессионализму режиссера-постановщика Станислава Говорухина. Главной скрипкой в актерском ансамбле, неуемным энергетическим двигателем фильма был, несомненно, Володя Высоцкий. Кстати, если обычно режиссер приглашает в свой фильм актеров, то здесь получилось наоборот: Высоцкий сам выбрал Говорухина как человека, близкого по творческому духу, характеру, энергетике. На съемках они как бы дополняли друг друга, причем в некоторых эпизодах Высоцкий принимал участие и как режиссер. Это он настоял на том, чтобы на роль Шарапова был утвержден Володя Конкин, а не Николай Губенко, очень популярный и удивительно одаренный артист. Думаю, что двум мощным талантам - Высоцкому и Губенко - в этом фильме было бы тесно.
- Популярность "Места встречи..." уникальна, фильм и через два десятка лет не сходит с телеэкранов. Наверняка телезрители высказывали пожелания о том, чтобы продлить кинематографическую жизнь полюбившихся героев...
- Нас не то чтобы просили, а буквально вынуждали продолжить сериал, что, кстати, совпадало с нашим замыслом. На пике популярности оказался и Высоцкий, которого раньше многие воспринимали только как барда. Ведь с его театральными работами редко кто был в то время знаком, а в кино он снимался мало. И вдруг с ошеломляющей лихостью в каждый дом ворвался Жеглов, говорун, танцор, весельчак, резкий, крутой мужик с неподражаемым голосом и крепкими жизненными принципами. Как говорится, идя навстречу пожеланиям трудящихся, можно было на манер западного кино закрутить "Место встречи"-2, 3, 4 и т.д. Но смерть Высоцкого все перечеркнула. Правда, мы могли методом монтажа и компьютерной графики в начале нового сериала выстроить сцену гибели Жеглова, могли заменить его Никитой Высоцким или удивительно похожим на Володю его давним другом поэтом Игорем Кохановским. Но все наши задумки на корню задушило хроническое безденежье, злополучный августовский кризис, который аукается и по сей день. А ходить с протянутой рукой к толстосумам не в моих правилах. Подождем, должны же наступить лучшие времена. И надеемся, что время ожидания будет значительно короче отпущенного Богом срока нашей жизни.
- Георгий Александрович, вы удивительно богатый человек - имею в виду не счет в солидном банке, а то несметное богатство, каким являются ваши дети. Кто они? Чему вы их научили?
- Тут уж вы попали в точку. За все мои родительские усилия, вложенные в них, они уже рассчитались сполна, став достойными людьми. Старший из двух сыновей Стас - доктор медицины, автор многочисленных научных работ, возглавляет отделение экстренной помощи в крупнейшем нью-йоркском госпитале. Младший сын, Костя, в свои 27 лет - исполнительный директор одной из крупнейших американских электронных корпораций, занимается созданием компьютерных программ высокой сложности. Жизнь и того и другого связана с электроникой. Компьютер помогает им в решении не только профессиональных, но и бытовых, чисто житейских проблем. Помню, когда я гостил у сына, за обеденным столом у нас вдруг не оказалось зубочисток. Вышли через компьютер на соответствующую фирму и - через десяток минут проблема была решена. И так во всем. Боюсь, что скоро отпадет необходимость в детективном творчестве, которое достаточно популярно во всем мире. Это же просто: дадут программисту, к примеру, сто книг, начинят компьютер всевозможными ситуациями, и - начнет беспристрастный писака "выплевывать" ежедневно по роману...
- Стало быть, нужно спешить, пока бойкие программисты не отняли у сочинителей кусок хлеба?
- Вот-вот. Что я и делаю.
- А чем занимается ваша дочь?
- Аня - человек художественного склада. Она компьютерный дизайнер, тоже вращается в мире электроники.
- Как вы относитесь к современной школе: ваши дети ведь тоже отсидели свое за партой?
- Это чрезвычайно ранящий меня вопрос. Потому что я, пожалуй, единственный раз в жизни тотально обманул своих детей. Дело в том, что моя супруга окончила школу с золотой медалью. И мой старший брат, и жена брата, известный онколог профессор Дарьялова, и их дочь Наташа Дарьялова - тоже медалисты. Но поскольку я с умным выражением лица наставлял своих детей, что нужно хорошо учиться "для того, чтобы..." - им и в голову не приходило, что я сам мог распрощаться со школой без медали в кармане... Конечно, немало школьных "середнячков" идет, как говорят картежники, "в сброс колоды". Но и "пятерка" в аттестате - еще не гарантия жизненной состоятельности. Как-то моя школьная учительница встретила моего соседа по парте, и они, естественно, разговорились о том, кто кем стал, кто преуспел. Потом учительница поинтересовалась, кто из нас достиг в жизни наибольших высот? Мой приятель, не задумываясь, ответил: "Пожалуй, Жорка Вайнер. Известный писатель. Сценарист..." На что последовала реплика: "А ведь такой тупой ребенок был!.."