ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ "ПРОБКУ"

Московские автомобильные пробки похожи на опухоли, которые появляются где угодно и когда им вздумается. Иные автомобилисты за руль в часы пик стараются просто не садиться. Между тем профессиональные водители в пробках не видят ничего необычного. Они считают их непременным атрибутом всякого большого города и приноравливаются ездить так, чтобы никогда не опаздывать и никого не подводить. Как это им удается?

Лучшее правило: торопись не спеша. Давно уже подсчитано, что при плотном городском движении лихая езда большой экономии времени не дает. Если голова на плечах, то выиграть можно по-другому - научившись предвидеть любую ситуацию, которая может ожидать тебя в следующую минуту и загодя к ней приготовиться.
Не выезжай на неисправном автомобиле. Очень часто пробки образуются из-за того, что водители пренебрегают этим элементарным правилом. Однако всякое бывает. Если машина сломалась в потоке, то первым делом надо включить мигалки и стартером или руками убрать авто с проезжей части на тротуар, на обочину или просто на правую сторону улицы. А вообще-то на автомашине, которая может подвести и вы об этом знаете, лучше вовсе не занимать скоростной левый ряд. Надо всегда помнить: только за пять минут вынужденной остановки за вашим авто может выстроиться очередь в 50 автомашин!
Не выезжайте на трассу, если у вашего автомобиля грязные окна, габаритные фонари, мигалки и зеркала. Некоторые водители считают это мелочью, а вот гаишники утверждают, что из-за плохой видимости помех происходит до 20 процентов всех аварий.
Не садись за руль, не изучив родной город. Каждый водитель обязан знать несколько путей до места, куда он собирается попасть в час пик. Если вы едете на автомобиле утром на работу, то заранее наметьте не менее пяти маршрутов своего движения. Заведите журнал и подробно отмечайте, где и в какое время обычно появляются пробки. С главного маршрута наметьте несколько объездных путей и при случае ими пользуйтесь. Маршруты можно наметить заранее, используя для этой цели домашний компьютер. Есть очень подробные карты московских улиц. По ним можно быстро разобраться и просчитать варианты движений из любого пункта. Об "Авторадио" я не говорю, поскольку, наверное, многим московским автолюбителям оно знакомо.
Не нарушай правила дорожного движения. Если некоторые думают, что, выехав на встречную полосу или постоянно меняя рядность движения, можно быстрее достигнуть цели, то они глубоко ошибаются. Тут надо просто знать, что, например, при обычном перестроении ваш автомобиль некоторое время будет занимать сразу два ряда. А это в час пик является непозволительной роскошью. Еще одно предостережение тоже нельзя сбрасывать со счетов: автомобиль, который "вышивает" на проезжей части, то есть мечется из ряда в ряд, обгоняет по встречной полосе, сигналит, мигает фарами, всегда лучше заметен гаишникам. А это часто оборачивается потерей времени, нервов и денег. Спокойная езда - быстрая езда. Так считают профессионалы.
Не могу не сказать об одном нарушении, которое совершают практически все водители, хотя и знают: из-за него пробки не рассасываются, а, наоборот, только уплотняются. Правила гласят, что выезжать на занятый перекресток нельзя даже при зеленом сигнале светофора. Пункт нарушается сплошь и рядом и даже при "живом" милиционере. Точно так же нарушаются правила переезда "зебры", обозначенного перекрестка и так далее. Все эти нарушения кажутся мелкими, но в итоге сбивают порядок движения, а значит, способствуют образованию пробок.
Смотри на несколько машин вперед. Хотя бы на пять. Если не хочешь увязнуть в пробке, надо предвидеть ситуацию. Делать это не трудно, если приучить себя постоянно смотреть, что творится впереди: почему вдруг задержка, в каком ряду сломалась машина, какой свет светофора будет через пару минут и так далее. Эти сведения должны анализироваться автоматически каждым водителем. Чем больше деталей вы будете замечать, тем точнее сумеете сориентироваться в пробке. Не стесняйтесь спросить встречного водителя, как обстоят дела на следующем перекрестке, чтобы решить, как вам ехать к цели.
Научитесь моделировать возможные ситуации. Например, стоят у обочины два мужичка в явном подпитии. Чуть сбросьте газ, может, даже символически, но приготовьтесь тормознуть, если кого-то из мирно беседующих на обочине хмель качнет или даже выбросит на дорогу. Впереди остановка общественного транспорта: опять усиленное внимание. Кусты, заросли, деревья у дороги - они могут скрывать людей, животных, готовых выскочить наперерез вашей машине. Днем, когда видно лучше, полоса не играет особой роли в движении, выбирайте любую, но не занимайте левую, скоростную. Вечером, ночью лучше держаться средней полосы: чтобы успеть среагировать на неожиданное появление чего-нибудь из темноты. Замечу также, что моделирование возможных по ходу движения ситуаций хорошо снимает монотонность состояния - опытные водители это хорошо знают.
Будь вежлив на дороге. Пусть не покажется наивным этот призыв, но есть элементарные правила вежливости, которые надо соблюдать, чтобы вечно не торчать в пробках. Если вы считаете себя бывалым водителем, постарайтесь уступить дорогу менее опытному, который попал в более трудное положение. Ведь ему из него выбраться будет сложнее, чем вам, а значит, он будет сдерживать движение дольше, чем вы. Для езды в час пик очень хорошо подходят правила игры в шашки. Они просты: один ход ваш, другой ход - противника, если под противником понимать твоих партнеров по движению. Такое правило очень помогает при объездах непредвиденных препятствий на дороге, при установке очередности во время преодоления узких мест на проезжей части. Лозунг о том, что нахальство - второе счастье, тут совсем не подходит. Неважно и то, сколько лет вы за рулем, какого вы пола, да простят меня дамы. Нормальная очередь движется быстрее, если никто не старается залезть вперед. Известный закон!
Пропусти грузовик, автобус. Пропускать транспорт, который больше вашего автомобиля по размерам, нужно не только для того, чтобы он вас не зацепил. Автобусы, грузовики, троллейбусы задерживают движение сразу нескольких машин, и не надо усугублять обстановку, становясь у них на пути. Второй момент тоже важен: грузовику, автобусу, троллейбусу гораздо труднее маневрировать, чем вашему легковому автомобилю.
Не верти головой при движении. Некоторые советуют внимательно смотреть по сторонам. Однако настоящие профессионалы, сидя за рулем, предпочитают вообще не вертеть головой. Им хватает зеркал. Резон в этом самый прямой. Наблюдая за автомобилями сзади и с боков в зеркала, вы постоянно держите в поле зрения все, что находится впереди, слева и справа. Если голова повернута, то угол зрения мгновенно уменьшается на столько градусов, на сколько вы повернули голову. А это значит, что справа или слева образовалась "мертвая зона", исключающая визуальный контроль. Боковые столкновения чаще всего происходят именно из-за того, что водитель не вовремя повернул голову в сторону. Для тех, кто водит машину в очках, лучше всего ставить в салоне объемное зеркало. Оно увеличивает обзор и помогает избежать неприятностей.
Чаще смотри в зеркало заднего вида. Это нужно делать для того, чтобы вовремя заметить лихача, который может стукнуть вас сзади. Если таковой появился на горизонте, то вы сможете хотя бы снять автомобиль с тормоза, чтобы ущерба было меньше. Впрочем, постоянное наблюдение за теми, кто сзади вас, не помешает опытному водителю никогда. Это же дополнительная информация о том, что творится вокруг вашего автомобиля.