ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ "ЖУЧКА"

Производство легендарного немецкого автомобиля - "фольксвагена-жучка" прекращено. Первый "жучок", понятно, родился в Германии, а последний - так уж распорядилась судьба - сошел с конвейера в Мексике.

Правда, и он, скромный и безотказный трудяга, вернется морским путем на историческую родину, в музей "фольксвагена" в городе Вольфсбурге. Машиной под порядковым номером 21 529 434 завершилась эпоха "народного автомобиля", который пережил все остальные модели других автомобильных концернов мира.
Официальной причиной снятия "жучка" с конвейера в Германии называют то обстоятельство, что скоро в Мексике начнут действовать более строгие нормы по "чистоте" двигателей, которым ветеран не соответствует, а головная фирма в Вольфсбурге не желает подвергать мотор модернизации.
Последний "жучок" в Европе был выпущен в 1978 году, а с 1996 года эти автомобили производились только в Мексике. Но они всегда оставались немецкими, хотя после разгрома гитлеровского рейха едва не отправились навсегда на чужбину. Первыми это могли осуществить англичане на правах державы-победительницы. Они привезли несколько "жучков" на Британские острова, чтобы, убедившись на дорогах туманного Альбиона в их достоинствах, демонтировать затем заводы "Фольксвагена" и наладить собственное производство.
Британцы проявили поразительное техническое высокомерие, заявив, что "двигатель слишком громок, а его работоспособность не впечатляет". И это про мотор, который практически не менялся с момента его создания в 1936 году, перебегав все двигатели на свете? Не понравились и тормоза: "Страдают недостатками... Сила торможения слаба". Досталось и рулевой колонке: "Руль чрезвычайно неприятен, на поворотах показывает тенденцию к перекручиванию", "подвески очень жесткие" и совсем "безобразие" - "под капотом, перед водителем, где обычно располагается двигатель, у "фольксвагена" - багажник".
Обнаружили, правда, англичане и положительное качество - "благоприятный расход горючего", но минусы решительно побеждали, и "жучок" вернули в Германию. Скольких миллиардов лишила себя Англия? Мог попасть "жучок" и в Советский Союз, окажись его заводы в нашей зоне оккупации. Мы, конечно, поступили бы иначе, чем британцы, - "Фольксваген" бы не вернули, но и у себя ничего путного не сделали.
Нынешняя ссылка на новые нормы по выхлопам - скорее повод, чем причина. Поставить нужный двигатель - не столь уж трудное дело для мирового автогиганта. Дело, однако, в том, что сбыт "жучков", выпускаемых в Мексике, в последние годы неуклонно снижается. В 2000 году была продана 41 тысяча, год спустя - уже 39 тысяч, а в прошлом году около 22 тысяч. "Vocho", как именуют двухдверного "жучка" мексиканцы, по цене (около 7000 долларов) остается у них самым дешевым автомобилем такого класса, но уже другие изготовители предлагают четырехдверные машины более современного дизайна и лишь немного дороже.
Помимо общего падения покупательского спроса с потерей заказов на такси, которые занимали большую долю в сбыте мексиканских "жучков", концерн "Фольксваген" лишался рентабельности. Чтобы не терять своего места на автомобильном рынке американского континента, тем более при дешевой рабочей силе в Мексике, руководство немецкой фирмы намерено развернуть на прежних производственных площадях выпуск новых "ньюбиттлов-кабриолет".