300 ПОКЛОНОВ

В июле глава государства Владимир Путин проводил совещание по проблемам лесной отрасли. Местом события стало хозяйство "Вилга" под Петрозаводском. Речь шла о борьбе с хищениями, разбазариванием природных богатств, о внедрении технологий глубокой переработки и налоговом режиме. В то же самое время на другой стороне Онежского озера происходила обыденная картина лесопользования, где бал правили чиновники, мздоимцы. Об этом я узнал от председателя комитета по бюджету областного законодательного собрания Владимира Петрова.

Здесь, в Заонежье, самая большая на Вологодчине расчетная лесосека - около двух миллионов кубометров в год. Но заготавливали древесины намного меньше, чем могли бы. И вот генеральный директор леспромхоза "Белый ручей" В. Лысанов и председатель профсоюзного комитета Л.Хатов представили в правительство области соглашение, которое показал мне председатель комитета по бюджету областной Думы Владимир Петров. "Белый ручей" берет обязательство за два года удвоить выпуск товарной продукции с 301 до 600 миллионов рублей. Для Вытегорского района и области эта прибавка - существенное пополнение казны за счет налогов.
Чтобы выйти на такие темпы роста, леспромхоз просит от вологодской власти, во-первых, "в рамках действующего законодательства РФ и нормативно-правовых актов... обеспечить "Белый ручей" лесосечным фондом в требуемые сроки и в полном объеме". И, во-вторых, "за исключением государственных законов не допустить ухудшения условий хозяйствования от всех ведомственных органов и структур".
Спросил, что же способствует ухудшению условий хозяйствования? Глава комитета заметил, что принятие новой редакции статьи 25 Налогового кодекса больно ударило по предприятиям, поскольку ликвидирована льгота по капитальным вложениям. Вполне законно идет и опережающий рост таможенных пошлин, цен на транспорт и энергоносители... А почему заготовители, живущие в лесу, просят у правительства помочь с обеспечением их лесосечным фондом? "Да потому, что по собственной инициативе лесозаготовителям не позволят перевыполнить план,- пояснил Петров. - Чтобы получить разрешение на делянки, надо пройти 160 (!) согласований".
Нынче любой почин - частная инициатива, не более. Даже если она касается наполнения местного бюджета. Но ведь рывок, который предлагают лесозаготовители, - дело вовсе не частное, поскольку ускорение экономики названо президентом важнейшей государственной задачей. Так кто же требует согласований, в которых тонет инициатива? Я связался с руководителем леспромхоза "Белый ручей".
- На самом деле с нас требуют 293 разрешительных документа, - уточнил Валентин Лысанов,- для получения в разработку лесных делянок, трасс и складов. Дикая волокита усугубляется нарушениями всех сроков по выдаче разрешений со стороны бюрократических структур. Вдобавок цены "на услуги чиновников" постоянно растут, предлогов для отказа все больше.
Валентин Матвеевич привел конкретные цифры. Чтобы приступить к освоению выделенной делянки, проложить туда дорогу и поставить склад, надо в Андомском лесхозе получить 70 разрешительных документов, в Вытегорском лесхозе - 160, в Каргопольском - 25. В Белозерском и Ковженском лесхозах, правда, требуют поменьше бумаг. Получение документов на добычу песка из лесного карьера состоит из 5 этапов, каждый из них - платный. Для оформления документов нужно ехать в Ярославль и Вологду, а также иметь в штате леспромхоза мастера горных работ, геодезиста, маркшейдера. Это по каждому отдельному карьеру, а "Белому ручью" их нужно 10 (!). Сколько же нужно заплатить денег и потратить времени, чтобы начать из того песка строить дороги? А их протяженность составляет 260 километров.
- Бумаги копятся, как снежный ком,- продолжал Лысанов. - К федеральным законам на уровне субъекта принимается столько дополнений, пояснений, постановлений, что все это крайне усложняет работу и даже делает ее просто невозможной. Поэтому мы и просим правительство области своей властью снять, облегчить, хотя бы временно, бюрократические путы, особенно по отводу делянок.
Добавлю, что для заготовки леса было бы разумно приобрести высокопроизводительную и экономичную импортную технику. Но цены запредельные, поскольку "накручиваются" таможенные пошлины и сборы. Получается замкнутый круг: предприятие использует допотопную технику, теряет прибыль, денег не хватает на покупку современных машин. Да, нужно не кругляк гнать, а делать упор на переработку леса. Но ведь это требует огромных капитальных вложений, а денег нет.
И вот, наконец, когда появляется предприятие, способное удвоить темпы роста, людей заставляют ходить по триста раз на поклон к чиновникам. Как будто не ясно, что сокращение сроков оформления документов и их количества сокращает и потери на производстве. Но заинтересует ли идея "Белого ручья" областное правительство? Пока никто из чиновников не поставил подпись под соглашением с леспромхозом...