ПАВЕЛ БУРДУКОВ: "ПРЕОДОЛЕЕМ БЕДНОСТЬ ИЛИ ВСТУПИМ В ВТО?"

На недавней встрече в Кремле с руководством палат Федерального Собрания, правительства и лидерами общественных организаций президент России Владимир Путин выделил три системообразующие задачи: удвоение ВВП, преодоление бедности, модернизация Вооруженных сил. В свете этих задач необходимо во многом иначе, с другой степенью ответственности, посмотреть на некоторые экономические инициативы и действия. В частности, на проблему вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Возникшую ситуацию комментирует заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член Центрального совета Аграрной партии России, Павел БУРДУКОВ.

- Нельзя забывать, что ВТО придерживается идеологии свободного доступа товаров на рынок. В случае вступления в ВТО Россия не будет иметь возможности ни пошлинами, ни квотами препятствовать проникновению зарубежных товаров на свой внутренний рынок. Если сейчас мы еще хоть как-то можем влиять на ситуацию экономически, то потом, кроме политических акций, скажем, под флагом Аграрной партии - ничего не останется.
Почти все страны - члены ВТО дотируют своего сельхозпроизводителя. Делают они это весьма закамуфлированно. Фактически имеет место скрытое субсидирование. При этом целая группа стран поощряет экспорт. В том числе в Россию.
- Вероятно, это выгодный бизнес... Чему же тут удивляться?
- А какой товар к нам идет, к примеру, по линии животноводства? В основном это мясо "ротации". Наши мясокомбинаты забиты импортным мясом. Но не свежими, не парными тушами, а мясом глубокой заморозки многолетнего хранения. Многие страны проводят ротацию своих стратегических запасов 10-летней давности. Был случай, когда в Россию привезли бразильское мясо 1954 года заморозки. Лидер Аграрной партии России Михаил Лапшин тогда горько пошутил, что скоро нам в России, придется есть импортных мамонтов или динозавров.
А история с американскими куриными окорочками, которые не находят нигде сбыта, кроме России? Весь мир знает, что в Америке, для того, чтобы куры лучше и быстрее росли, делают им специальные инъекции. И никто не доказал, что это безопасно. А вот обратной информации - предостаточно. Кроме того, на птицефабриках в ножках кур накапливаются нежелательные для организма человека вещества.
- Действительно, подобные случаи освещались отечественными СМИ. Но никаких мер не принимается. Ситуация, похоже, ухудшается. Стало известно о поставках некачественных продуктов в Российскую армию... Куда уж дальше?
- А вот, например, в тех же США, американская армия, как система, обеспечивающая стратегическую безопасность нации, имеет свои заводы для производства продуктов питания. Свои плантации. Свои хранилища. Автономно от всей рыночной инфраструктуры. И ситуации, аналогичной с "ножками Буша" в России, в США просто быть не может.
Наша же армия "питается" через коммерческие закупки. Более того, в армейский рацион уже сегодня попадают импортные продукты. Это недопустимо! Хотя нет формального запрещения, но есть неписаный закон - армия должна питаться только отечественными продуктами и не зависеть от изменений структуры хозяйствования. В противном случае в этом есть большая угроза безопасности России.
Ведь известно, каким может быть качество продукции, которая хранилась десятки лет. Кроме того, на отечественном прилавке без всякой специальной маркировки встречаются генетически модифицированные продукты.
- Павел Тимофеевич, в последнее время во многих отечественных СМИ говорится о том, что в России, по чьему-то злому умыслу, возникли серьезные проблемы с производством продуктов питания. Так ли это?
- Есть проблема с производством мяса. У нас сегодня планового производства мяса, как такового, нет. Есть спонтанный забой. В России остались лишь единичные откормочные хозяйства, которые "сбрасывают" поголовье. Если раньше, во времена пресловутой продовольственной программы, в СССР производилось до 80 килограммов мяса на человека в год, то сегодня этот показатель уменьшился вдвое - до 40 килограммов. И никого в правительстве России это не волнует. Никто этим не озабочен.
Поголовье скота - показатель стратегический, в России он уменьшается год от года. Что бы кто ни говорил об улучшении ситуации в сельском хозяйстве, но динамика-то очевидна и ясна - деструктивные явления доминируют.
- И как же в такой ситуации российскому крестьянину "конкурировать" после вступления в ВТО с европейскими и американскими фермерами?
- Да нет же у нас для этого никаких возможностей! Технологически мы отстаем. За десять лет реформ мы не развивали ни отечественную технологическую базу, ни материально-техническую. Это раз.
Второе: климатические условия. Мы - самая северная страна, которая производит продукты питания. Если взять европейские страны, находящиеся с нами на одной широте, например Финляндию, то там, как известно, есть теплое течение Гольфстрим и все сельское хозяйство "греется" около него, в южной части страны, где природные условия более благоприятны.
А у нас в Центральной части России климат-то другой. Континентальный. Мы пасем свой скот пять месяцев в году, а семь месяцев скот на стойловом содержании - это 210 дней. В Европе же стойловое содержание - максимум 2-3 месяца. Да и снега практически нет.
В России экстремальные условия для сельского хозяйства. И мы не можем конкурировать ни по эффективности, ни по производительности.
Я не за "железный занавес", но нашему сельскому хозяйству надо дать возможность развиваться самостоятельно. Необходимо прекратить "вброс" в нашу страну тех зарубежных продуктов питания, которые мы сами можем производить в необходимых количествах.
Кроме того, импортная продукция всегда имеет сомнительное качество, так как мы не можем достоверно проследить все этапы ее производства. Про это не раз и не два заявляла Аграрная партия. Но центральные СМИ молчат. Заявления лидера АПР Михаила Лапшина по этой теме замалчиваются и не допускаются в эфир.
Вопрос очевиден - проблему может решить только политическая сила, которая в состоянии эффективно повлиять на действия правительства.
- А может быть, в преддверии выборов политические решения возникнут в ближайшее время сами собой как назревшие? Каковы могут быть последствия вступления России в ВТО, ваш прогноз?
- Вступление в ВТО для нашего сельского хозяйства, для производителя может оказаться губительным, если не выдвинуть перед вступлением (как это делали многие страны) жесткие условия, касающиеся поддержки отечественного сельского хозяйства. За такое принципиальное решение вот уже целое десятилетие борется наша партия.
К сожалению, "переговорщики от правительства" соглашаются на малоприемлемые условия. Это происходит потому, что правительство изначально ведет дело к вступлению в ВТО. И "переговорщикам" не остается ничего другого, как выполнять эту задачу любой ценой.
- И на какие же уступки идет российская правительственная делегация?
- Сюда можно отнести базовые показатели: объемы дотаций отечественному селу, торговые квоты. Все это нам предлагают оставить на сегодняшнем уровне - уровне "запредельного" падения нашей сельхозиндустрии. Разве это нам выгодно?
Российскому обществу не надо менять идеологию производителя, а надо повысить степень ответственности правительственных чиновников за принимаемые ими решения. Аграрная партия постоянно выступает с подобными предложениями. Сельское хозяйство - это то самое звено, ухватившись за которое, можно вытянуть из кризиса всю Россию. Преодолеть бедность можно только путем развития отечественного сельского хозяйства. Это ведь и продукты питания, и рабочие места, и социальная инфраструктура, и здоровая демографическая политика.
Та страна, которая не занимается сельским хозяйством, а только вывозит энергоресурсы, вынужденно деградирует. Нас подталкивают к тому, чтобы мы не занимались своим сельским хозяйством. И теперь мы теряем из-за этого основы жизненного уклада - национальную культуру, традиции, здоровье нации. Словом, важные составляющие социальной политики. А в обмен на сырье приобретаем бросовое продовольствие, которое зарубежные фермеры просто-напросто боятся предложить на стол своим согражданам.
О том, что вступление страны в ВТО может уничтожить остатки отечественного сельского хозяйства, предупреждают многие политики и специалисты. Искушенные поворотами истории наши крестьяне-аграрники не спешат разделить радость с правительственными чиновниками и ангажированными СМИ.
Государства, которые составляют костяк ВТО, имеют вековую культуру взаимоотношений, общественную инфраструктуру защиты и лоббирования. Словом, у европейских аграриев есть устоявшиеся социальные отношения и сбалансированные международные торгово-финансовые потоки. А их коллеги-россияне только-только получили землю... И может случиться так, что наш крестьянин-фермер просто не сможет противостоять конкуренции со стороны его зарубежных коллег.
Таковы невеселые перспективы вступления России в ВТО. Гордиться здесь главе Минсельхозпрода Алексею Гордееву, прямо скажем, нечем.