ТАКТИКА ВЫЖЖЕННЫХ ВИНОГРАДНИКОВ

Решение Тирасполя лишить местных молдаван возможности получать образование на румынском языке, вступившее в силу в минувшем месяце, обернулось настоящей экономической войной с Кишиневом. Каждая из сторон вводит против политических противников все новые разрушительные санкции. Как всегда, крайним остается и без того доведенный до нищеты народ.

В воскресенье Кишинев начал экономическую войну против мятежного региона. Впрочем, руководство Молдавии уверяет, что на самом деле никакой блокады Приднестровью оно не объявляло. Меры по фактической изоляции левого берега здесь называют отказом от практики "компромиссных льгот". Оказывается, призывая приднестровские предприятия зарегистрироваться на правом берегу Днестра и разрешив при этом не платить налоги в республиканский бюджет, Кишинев "создавал непризнанной республике" временные комфортные условия для внешней торговли. Теперь пришло время от этого отказываться. В Тирасполе же не без основания полагают, что власти Молдавии намереваются попросту остановить фабрики и заводы на левом берегу, за счет которых и держится непризнанная республика. Существенно пострадают и российские предприниматели, доля вложений которых в экономику Приднестровья весьма значительна. И это только начало. Ибо президент Молдавии Владимир Воронин на днях издал указ, согласно которому приватизация, проводимая в Приднестровье, объявляется незаконной и новым владельцам никто не гарантирует сохранности собственности.
Однако многие полагают, что "школьная" проблема, созданная Тирасполем, - лишь повод. Не будь его, блокада так или иначе была бы объявлена. Ведь санкции Кишинев практически никак не увязал с решением образовательной проблемы.
В Тирасполе убеждены, что Кишиневу в канун президентских выборов просто необходима маленькая победоносная "война". Хотя бы экономическая. Прежде всего для того, чтобы отвлечь электорат от насущных проблем, которых правящая партия создала немало, не выполнив до конца практически ни одного обещания, благодаря которым в свое время и получила власть. Не исключен вариант и введения в Молдавии чрезвычайного положения. Как следствие - перенос выборов на один год.
Тирасполь между тем применяет контрмеры. Они не новы и уже опробованы 12 лет назад в период военного противостояния. Практически блокирована железная дорога, связывающая правобережную Молдавию с Россией и Украиной. В ближайшие дни возможно прекращение подачи в Кишинев энергии с расположенной в Приднестровье ГРЭС. Это будет почти катастрофа, ведь именно оттуда столица Молдавии пока черпает 70 процентов потребляемого электричества. Не исключено и прекращение подачи газа со стороны Приднестровья, тоже уже опробованное в прошлом. Тогда жителям столицы Молдавии пришлось во дворах многоэтажных домов спешно разводить костры и строить допотопные мангалы.
Ничем хорошим ни для одной, ни для другой стороны обернуться все это не может. Но молдавские власти, очевидно, так не считают. Во всяком случае Кишинев отклонил предложения МИДа России начать в Москве консультации с представителями Приднестровья. Заявив при этом, что до возобновления работы в регионе школ с преподаванием на румынском языке ни о каких компромиссах речи и быть не может.