ЧУДЕН ДНЕПР...

Прежде всего хотелось бы поздравить украинцев. Политический кризис, который грозил Украине абсолютно непредсказуемыми последствиями, вплоть до дезинтеграции страны, преодолен. Хотя бы временно. Президент Ющенко после 24-дневных мучительных раздумий и консультаций предложил на пост премьера главу Партии регионов Виктора Януковича. Из всего меню решений, каждое из которых лично для Ющенко было очень плохим, он выбрал то, которое дает шанс Украине.

Хорошо понимаю, как не хотелось президенту соглашаться на кандидатуру своего заклятого политического противника, оказавшуюся единственной после распада из-за непомерных амбиций Юлии Тимошенко "оранжевой коалиции" и создания в Верховной Раде нового большинства из Партии регионов, социалистов Александра Мороза и коммунистов Петра Симоненко. Назначая Януковича, Ющенко как бы соглашался "съесть собственную шляпу" да еще наделить своего недавнего соперника по президентской гонке огромным объемом полномочий. Ведь в соответствии с конституционной реформой председатель правительства не только руководит экономикой, но и осуществляет некоторые важнейшие функции, ранее принадлежавшие президенту. Например, назначает губернаторов, что позволяет контролировать ситуацию по всей стране, в том числе на следующих выборах. Неизбежны обвинения Ющенко в "предательстве идеалов Майдана", и перетекание в связи с этим избирателей пропрезидентской партии "Наша Украина" к Блоку Юлии Тимошенко. Ну и, конечно, премьерство Януковича означает дополнительные проблемы для реализации стратегической программы Ющенко по дистанцированию от России, вытеснению русского языка и вступлению в НАТО.
Однако ситуация складывалась таким образом, что сценарий с неназначением Януковича и последующим роспуском Верховной Рады был сопряжен с еще более негативными последствиями. Реализовать его мог только сильный президент, коим Ющенко уже не является. Его революционной легитимности, полученной в третьем (не предусмотренном никакими украинскими законами) туре президентских выборов оказалось явно недостаточно, когда замедлился экономический рост, взлетели цены, испортились отношения с Россией, на глазах превращался в пропасть традиционный разрыв между востоком и западом страны. Когда обещанная евроинтеграция обернулась шлагбаумом на пути в ЕС, куда население хочет, и шансами на вступление в НАТО, куда люди не хотят. В итоге рейтинг Ющенко и его партии скатился до дюжины процентов, куда уж тут парламенты распускать.
Рада ведь могла и не разойтись, тем более, что правовых оснований не вносить кандидатуру Януковича у Ющенко не было (правда, на Украине нет сейчас и Конституционного суда, который мог бы авторитетно указать на отсутствие таких оснований). Не думаю, что получился бы второй Майдан: эмоции улицы сейчас не те, да и оставшаяся не у дел Юлия Тимошенко - любимица столицы - не возражала против роспуска парламента. Но явно возникла бы ситуация двоевластия, причем в условиях, когда депутатский корпус более легитимен и популярен, чем президент. Ющенко - не Путин и даже не Ельцин в 1993 году, куда слабее и политически, и по конституционным полномочиям. А кроме того, неизбежны были бы массовые протесты на востоке и юге страны, где Партия регионов и получила ту поддержку, которая позволила ей занять первое место на парламентских выборах. То, что протесты могут быть действенными, доказали недавние акции против натовских учений в Крыму. И никто не брался измерить, какой импульс был бы дан сепаратизму на востоке, который вполне самодостаточен, коль скоро на него приходится до 80 процентов промышленного потенциала Украины.
Ющенко пришлось смириться. Но условием он выставил подписание всеми участниками новой коалиции "универсала" (так некогда назывались указы украинских гетманов), подтверждающего президентский стратегический курс. Иначе он окончательно терял бы лицо, отказываясь от обязательств перед Западом и от собственных убеждений. Янукович - политик достаточно гибкий и не антизападный - был готов на компромисс, но тоже не ценой отказа от защиты русского языка, внеблокового статуса и федерализации Украины, позиции, принесшей ему успех на выборах. Отсюда долгие переговоры. Но и Янукович не был заинтересован в бесконечном политическом кризисе, чреватом еще несколькими месяцами или даже годами беспощадной борьбы. Возвращение в кресло главы правительства выглядело куда более привлекательным. В премьерстве Януковича были заинтересованы и стоящие за ним финансово-промышленные группировки, которые вложились в выборы и пошли в Раду не для того, чтобы оставаться в оппозиции и не быть причастными к распределению бюджетных потоков.
Компромисс состоялся. Что он означает для Украины? Прогнозы строятся на шатких основаниях, так как поддержавшая Януковича коалиция весьма хрупка и в любой момент способна рассыпаться. Пока же, в краткосрочном плане, произо-шло ослабление позиций Ющенко при значительном усилении позиций Януковича, а также Блока Юлии Тимошенко, который становится единственной оппозиционной силой в стране, где далеко еще не все в порядке и можно непринужденно набирать очки на критике власти. Для будущего же - куда важнее впервые состоявшаяся коалиция востока и запада Украины. Фраза Ющенко о соединении двух берегов Днепра - не простая фигура речи. Это условие сохранения и развития украинской государственности.
А что означает премьерство Януковича для России? Прежде всего, необходимость поздравить его, теперь уже на полных законных основаниях. Он проявил себя настоящим крупным политиком, демонстрирующим качества феникса, способного восставать из пепла (хотя у меня не было сомнений, что и во втором туре президентских выборов 2004 года он действительно одержал победу). Безусловно, Янукович - друг нашей страны, у которого множество влиятельных союзников в Москве. Но надо ясно отдавать себе отчет, что он не будет и не может быть пророссийским премьером по той причине, что он обязан быть премьером проукраинским, получившим к тому же не самое завидное наследство. И в вопросе, скажем, о газе Янукович будет отстаивать интересы Украины, которая в этом году увеличила свой долг за энергоносители на 400 млн. долл. А России будет сложнее отказать ему, чем, скажем, премьеру Тимошенко.
Не стоит также забывать, что в составе кабинета окажутся и совсем не пророссийские нашеукраинцы, а внешняя политика и силовые структуры по-прежнему подконтрольны Ющенко. И он никогда не отказывался от планов членства в НАТО - все более призрачных, но еще реальных, - из-за которых конфликт с Россией вполне предсказуем.
Украина избежала худшего и может вздохнуть с облегчением. Но проблемы в украинско-российских отношениях пока остаются.