«Царская невеста» под голубой луной

Заповедник «Коломенское» превратился в оперную сцену. Фото автора
Наталья Боброва
10:06 05 Августа 2015г.
Опубликовано 10:06 05 Августа 2015г.

На Вознесенской площади в Коломенском показали самую знаменитую оперу Римского-Корсакова


Два дня подряд, в последний день июля и в первый день августа, Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана представлял спектакль «Царская невеста» Римского-Корсакова под открытым небом в Коломенском. Естественные «декорации» – фасад всемирно знаменитого храма Вознесения и фантастические краски летнего московского заката – превратили исполнение в настоящую мистерию.

Прекрасные голоса. Слаженный оркестр под управлением народного артиста РФ Евгения Бражника. Колокольный звон. Живые декорации в виде поймы Москва-реки и выходящей из-за туч голубой луны (как раз в эти дни происходило редкое астрономическое явление). Малюта Скуратов, скачущий верхом на настоящем коне… Все вместе взятое рождало удивительное ощущение художественного эксперимента, симбиоза старины, европейской атмосферы высокого классического искусства и одновременно – актуального, не побоюсь этого слова, флэш-моба.

Надо сказать, что это уже второй опыт сотрудничества музея и театра по проведению оперных open-air’ов. В прошлом августе «Геликон-опера» представил, в связи с двумя датами – 175-летием композитора Мусоргского и 20-летием включения церкви Вознесения в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО – спектакль «Борис Годунов» в редакции Шостаковича. Эта «первая ласточка» на берегу Москва-реки оказалась счастливой – спектакль прошел с огромным успехом и вызвал большой резонанс. В этом году зрителей стало еще больше, в чем немало помог партнер проекта – компания «Росгосстрах», которая решала технические вопросы проекта.

Мы знаем, что «Царская невеста» – это драма о любви, обреченной на гибель. Но решать ее можно по-разному. Дмитрий Бертман, следуя своему художественному чутью, вывел частную любовно-бытовую историю на масштабный уровень широких трагических обобщений. Невольно вспоминаешь драмы Шекспира и Расина – но в национальной транскрипции. Душа русского человека, которую Достоевский предлагал слегка все-таки «сузить», струится в опере чудными голосами Лидии Светозаровой (Марфа), Ларисы Костюк (Любаша), Петра Морозова (Григорий Грязной), Вадима Летунова (Иван Лыков).

Лидия Светозарова в роли Марфы

Как подлинный новатор, Дмитрий Бертман сумел «переформатировать» хрестоматийное произведение, которое зачастую ставили в музыкальном театре как псевдопатриотический лубок. Освободившаяся от банальности, история с приворотными зельем, ревностью и коварством задышала свободно и современно – причем на фоне памятника архитектуры (церкви Вознесения Господня) и памятника природы (поймы Москва-реки). А знаменитый хор «Геликона» и чудесный оркестр составили изящную раму этой нетривиальной интерпретации классики.

Хочется надеяться, что этот восхитительный опыт оперных спектаклей open-air, которых так не хватает столице, будет и дальше продолжен.




Треть россиян сталкиваются на работе с психологическим насилием, утверждают социологи. А вас эта проблема коснулась?