Главная Культура 00:08 05 Августа 2016 11632
«В Люсиной жизни ничего голливудского не было...»

О великой актрисе Людмиле Гурченко рассказывает ее муж Сергей Сенин

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Завтра в Выборге открывается кинофестиваль «Окно в Европу». Эмблемой киносмотра станет постер фотохудожника Аслана Ахмадова с изображением Людмилы Гурченко. Через судьбу великой актрисы, пять лет назад ушедшей из жизни, организаторы фестиваля хотят проследить путь отечественного кино на протяжении шести десятилетий. От оттепели, одним из символов которой стала «Карнавальная ночь», до перестройки и нынешнего Года кино. Кроме того, в городской библиотеке состоится выставка музея-мастерской Людмилы Гурченко, которую откроет муж актрисы Сергей Сенин.

– Сергей Михайлович, платья, украшения Людмилы Марковны из вашей квартиры впервые отправятся в путешествие?

– Не впервые. За последние годы прошли выставки сценических и личных вещей Людмилы Гурченко на московских, питерских и нескольких провинциальных площадках. Параллельно с Выборгом состоится выставка в одном из музеев Белгорода, на очереди Иркутск. А теперь вот и наша квартира стала музеем. Мы его открыли 12 ноября прошлого года, в день рождения Людмилы Марковны. А с 1 июня нынешнего года музей-мастерская Людмилы  Гурченко в Трехпрудном переулке, где она жила многие годы, зарегистрирован, работает для всех желающих. Записаться можно по телефону или Интернету, по мере формирования групп проводятся экскурсии, мастер-классы.

Занималась созданием музея команда искусствоведов, среди которых два академика, профессора, кандидаты наук. Они работали на волонтерских началах, исходя из профессионального интереса, а также из любви, уважения к дару и личности актрисы. В течение года эта команда систематизировала, фотографировала, детально описывала каждое платье, каждый браслет или брошь, каждую пару дизайнерской обуви. В итоге возник внушительный фолиант с описью того бесценного богатства, которое представляют из себя костюмы (всего их 800) в исполнении отечественных и зарубежных дизайнеров – Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Сони Рикель, а также платья, аксессуары, выполненные руками самой Гурченко.

– И все это богатство располагается в квартире жилого дома?

– Да. Сам я в квартире не живу уже довольно давно. В идеале, для музея требуется отдельное помещение. Было бы еще лучше, чтобы один из крупных московских или питерских музеев согласился приютить экспонаты у себя. Они, помимо прочего, нуждаются в правильном хранении, уходе, реставрации. Силами волонтеров это делать невозможно. Но пока эти вопросы решить не удается. Хотя я хорошо понимаю, что многие, если не все, посетители счастливы, что ситуация складывается таким образом. Они попадают не в мир музейных экспонатов, а погружаются в домашнюю атмосферу жизни любимой актрисы.

– За пять лет было сделано немало для увековечивания памяти Гурченко. Памятник на Новодевичьем, мемориальная доска на доме, где она жила, теперь вот музей-мастерская. А еще был сериал «Людмила Гурченко». Как он, кстати, вам?

– В это сложно поверить и это трудно объяснить, но я его не посмотрел. Видел какие-то фрагменты, отдельные серии. Но я был причастен к его появлению на свет. Когда Люся только ушла из жизни, ко мне и к ее дочери Маше обратились десятка два продюсеров с предложением делать сериал. Некоторые из них даже книг Люсиных не читали. Но я встречался со всеми, никому не отказывал, потому что понимал: в случае моего отказа будет только хуже. Они поменяют одну букву в фамилии – вместо Гурченко сделают, к примеру, Турченко – и снимут сериал в духе желтой прессы.

Сценарий той команды, которая в итоге сняла фильм, мне поначалу не понравился. Я высказал им свои соображения. Мне было важно, чтобы в фильме обязательно возникла тема Люсиного военного детства – там истоки ее характера, жизнестойкости. В съемочной группе меня внимательно выслушали, затем взяли тайм-аут на несколько месяцев и кардинально переработали сценарий, который в итоге меня устроил.

Далее, мне было важно, кто сыграет саму Гурченко и ее отца, которого Люся боготворила. Кандидатура Юлии Пересильд мне показалась идеальной для главной роли. Она яркая, талантливая актриса, не раз доказавшая это на экране и сцене. И Николай Добрынин убедителен по типажу. На этом, собственно, я успокоился. Понял, что в главном меня съемочная группа не подведет. Что фильм будет снят с уважением к личности, судьбе актрисы, что в нем не будет желтизны и грязи. Так оно в итоге, судя по отзывам прессы и моим отрывочным впечатлениям, и случилось. Я, конечно, посмотрю сериал целиком. Хотя внутри меня, не скрою, живет убеждение, что фильм возник раньше срока. Время для того, чтобы глубоко осмыслить масштаб уникальной актрисы, еще не пришло.

– Как вам кажется, Людмила Марковна сполна реализовала себя в кино или все-таки чего-то не доиграла?

– Тут двух мнений быть не может. У нее всегда было ощущение своей недовыраженности, что ли. Она считала себя в первую очередь актрисой киномюзикла – того жанра, которого в стране практически не существовало. Ее визитной карточкой стала «Карнавальная ночь», где она ярко заявила о себе, как поющая, танцующая актриса. А дальше все это рассыпалось на какие-то фрагменты, случайные музыкальные фильмы и спектакли. В цельную линию все это не сложилось. Не случайно до последних дней она, как безумная, хваталась за любую работу, связанную с музыкой, будь то в кино или на сцене. Таким образом она наверстывала то, что не доиграла в лучшие свои годы.

– Но зато Гурченко неожиданно для многих реализовала себя как большая драматическая актриса…

– Это так. Но вы же хорошо знали Людмилу Марковну. Она никогда не лукавила, не кокетничала. Так вот, когда звучал подобного рода вопрос, она всегда отвечала, что все ее лучшие драматические роли могли бы с большим или меньшим успехом сыграть другие актрисы. А вот те музыкальные роли, которые выпали на ее долю или о которых она мечтала, – могла сыграть только она. Равных Гурченко в этом жанре в нашей стране не было. Думаю, с этим согласятся многие.

– Гурченко часто сравнивали с Любовью Орловой. Ей нравились, раздражали подобные сравнения?

– Орлову она считала единственной кинозвездой в нашей стране, которая со всех точек зрения подходила под это определение. Не только знаменитая актриса, которую знают и любят зрители, но – кинодива, окруженная вниманием власти, повышенным жизненным комфортом, возможностью диктовать и выбирать для себя роли. Все, что касалось Любови Орловой, – это чисто голливудская история. У Люси в жизни ничего голливудского не было. Не было особых доходов, особенно в советское время, когда она, бывало, еле сводила концы с концами. Не было своего постоянного режиссера, как у Орловой, который вел бы ее по жизни. Не случайно после сверхуспешного фильма «Карнавальная ночь», где взошла звезда Гурченко и Рязанова, следующий их совместный фильм «Вокзал для двоих» случился через 26 лет. А «Старые клячи» – еще через 18 лет. С точки зрения голливудских подходов – это абсолютный нонсенс.

– У Людмилы Марковны были актрисы-кумиры, актрисы-соперницы?

– Об актрисах бесталанных она никогда не говорила, не упоминала их имен. А о талантливых говорила порой с таким восхищением, что в конце могла даже расплакаться. Ей нравились актрисы, которые были близки ей по музыкальности, пластичности – Ширли Маклейн, Барбра Стрейзанд, Лайза Миннелли. Она искренне восхищалась этими звездами, но и себе цену знала.

– Принято говорить о сложном характере Гурченко. Дескать, на съемочной площадке она была неуправляемой…

– Это абсолютно не так. Она была человеком, безусловно, принципиальным, может быть, в творческом плане излишне бескомпромиссным. Люся не считала себя режиссером, хотя и вынужденно поставила в конце жизни фильм «Пестрые сумерки», но хорошо разбиралась в драматургии, музыке, костюме, гриме. И если чувствовала, что режиссер не соответствует ее представлению о содержании роли и фильма, – здесь и возникал конфликт. Хотя с годами она становилась все более сдержанной. Может, сил и желания что-то доказывать уже не осталось -- все и всем было доказано.

При этом она охотно подчинялась талантливым людям, которые могли разглядеть в ней то, что она сама в себе не видела. Из режиссеров ей больше всего импонировал Владимир Меньшов. Люся считала, что в фильме «Любовь и голуби» она сыграла уникальную, то есть единственную в своем роде роль. Смотрит на себя на экране – и не понимает, как она это сделала.

Еще Люся бесконечно уважала Михалкова. Безоговорочно принимала все его предложения. Не только, скажем, сыграть главную роль в «Пяти вечерах», но и провести церемонию «Золотого орла», спеть на премьере «Утомленных солнцем». По-человечески самые близкие отношения у нее были с Эльдаром Рязановым, особенно в последние десятилетия жизни. И, конечно, она была благодарна Виктору Трегубовичу, который в 1973 году доверил ей в фильме «Старые стены» глубоко драматическую роль и после долгих лет полузабвения вернул ее в обойму первых актрис нашего кино.

– Говорят, она и в жизни играла роль звезды…

– Глупости все это. Да, она была подтянутой, не позволяла себе раскисать. Всегда хорошо выглядела. Красиво принимала гостей. Но при этом была обыкновенной женщиной – со своими слабостями, с хорошим «простонародным» аппетитом. Любила вареники, жареную картошку, булочки, хлеб, щедро намазанный маслом, чай с шестью ложками сахара. Это все отзвуки голодного харьковского детства. Что в этом звездного? Да и для кого играть? Мы же не ездили на Лазурный берег (были там всего один раз), а очень любили Крым. Представьте: Евпатория, дикий пляж, наши и бездомные собаки на пляже, толпы детей, которым она два часа дает автографы, – это никак не вяжется с образом самовлюбленной звезды.

 

Другое дело, что, когда она погружалась в большую роль, то носила в себе новый образ, как беременность. Приходя домой, не сразу могла переключиться на бытовой лад. Вела внутренний диалог со своей героиней. Но это было не проявление звездной отрешенности, это была огромная творческая сосредоточенность, которой все 20 лет нашей совместной жизни я деликатно старался не мешать.

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 5460
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4469
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 4249
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4063
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3978
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3890
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?