Главная Культура 12:58 05 Августа 2016 3756
«Каждому пассажиру – по мягкому месту»

Московское метро – теперь еще и машина времени, где можно совершить поездку в прошлое 

Сергей Бирюков

Знаете ли вы, что в Московском метро две станции «Первомайская», одна из которых уже 55 лет закрыта для пассажиров, но сохранила свое оформление в стиле сталинского ампира? Задумывались, почему довольно-таким захолустная «Партизанская» такая огромная, с тремя путями? Представляли ли себе, что можно выехать на поезде со станции «Площадь революции» синей линии и оказаться на «Александровском саду» голубой ветки? А как думаете, можно в сегодняшнем метрополитене найти след ноги его главного строителя Лазаря Кагановича? Если вам интересны все эти и многие другие вопросы, касающиеся столичной подземки, ответы на них можно получить на ночных ежемесячных экскурсиях, первая которых состоялась в минувшие выходные.

Директор народного музея Московского метро Константин Черкасский ведет экскурсию

Одиннадцать ночи. Наша группа собирается у выхода из наземной станции «Измайловский парк». Человек с крепким голосом знатока, директор народного музея Московского метро Константин Черкасский ведет нас мимо домиков уютной советско-ампирной архитектуры – это поселок работников метрополитена – к электродепо «Измайлово». Весь этот комплекс построен в начале 1950-х для обслуживания Арбатско-Покровской линии, ныне самой длинной в городе.

Мы перед краснокирпичным зданием депо с высокой башней в духе итальянских замков или колоколен. В те годы у нас было принято ориентироваться на архитектурную классику. Правда, мемориальная доска у входа напоминает, что на дворе не XIII век и мы отнюдь не на Апеннинах. Здесь увековечен облик Михаила Алексеевича Белова, знатного машиниста и наставника молодых коллег. Михаил Алексеевич прошагал всю войну, брал Берлин в чине майора артиллерии. Пришел в метро в 1948-м – и работал в нем до 1986-го. Говорят, учеников мастера до сих пор можно отличить по особой плавности и уверенности ведения состава.

Коридором, мимо ностальгической доски почета, проходим в уютный актовый зал  со сценой и старинным роялем «Братья Дидерихс». Между прочим, настройка идеальная: пианисты, напрашивайтесь на концерт, акустика хорошая. А 60 лет назад этот зал был главным вестибюлем временной станции «Первомайская», тогда конечной на этой ветке. От той поры здесь остались свод, колонны и четыре люстры, подобные которым можно увидеть на станциях «ВДНХ» и «Киевская» синей ветки.

Вот и сама станция. Вернее, один из множества ангаров депо «Измайлово», когда-то под нее отведенный. Это первая в Москве метростанция, сооруженная на поверхности. Оформление – пышное, как и у прочих метровокзалов столицы того времени. Лепнину и кафельную облицовку хорошо видно до сих пор, а вот платформу разобрали после того, как в 1961 году синюю линию продлили и на ней появились новая «Первомайская» (действующая сегодня) и «Щелковская». На бывшей же станции теперь цех подъемочного ремонта вагонов и мастерская ремонта колес.

В одном из ангаров депо «Измайлово» можно узнать станцию сталинских времен «Первомайская», с 1961 года превращенную в цех подъемочного ремонта вагонов

Поднимаемся в ту самую «итальянскую» башню. Здесь – пост централизации. Это официально, а на пальцах нам объясняют: вы видите мозги депо. За столом – неописуемой красоты и стати диспетчер (увы, девушка не разрешила себя фотографировать – она ответственное лицо на режимном объекте). На фоне папок с делами и патриархальных горшков с геранью – пульт управления тремя десятками путей и сотнями стрелок депо. Отсюда набирается маршрут для каждого поезда. Не абы как: действует система запретов, и при всем желании автоматика не даст направить составы лоб в лоб.

Пора покидать депо. Нас уже поджидает уникальный ретросостав из двух вагонов типа А, моторного и прицепного, изготовления 1934 года. Вагоны сохранились чудом – и энтузиазмом работников метро. В 1974 году все первое поколение московских метровагонов после 40 лет эксплуатации списали как морально устаревшее: ездить они еще вполне могли, но скорость 65 километров в час уже не удовлетворяла на фоне новых составов, которые развивали 90. Константин Черкасский рассказывает, что в середине 1980-х, проезжая на поезде Псковскую область, вдруг увидел целую сплотку вагонов А: их сюда отправили на утилизацию, с которой почему-то не торопились. Более того, говорят, некоторые «ашки» видели в Приэльбрусье, из одного там сделано кафе.

Вагон типа А постройки 1934 года в прошлом году отреставрирован до полной исправности

Но на ходу сейчас только эти два вагона. Благодарить за их спасение мы должны ветерана метро Бориса Ганеева. Это он забил тревогу: уходит под автоген вагон номер один, с которого начинался Московский метрополитен! Вагон вернули в депо, много лет он простоял муляжом, снимаясь иногда в художественных кинолентах. А год назад его восстановили до полной технической исправности и аутентичного вида. В Краснопресненском депо нашли ему пару (это сейчас все вагоны метро моторные, а прежде половина была прицепными). И подготовили для экскурсий.     

По общей компоновке (четыре двери с каждой стороны, диваны вдоль стенок) ветеран не отличается от современных собратьев. Но оформление! Ты словно попадаешь в эпоху «Восточного экспресса» Агаты Кристи. На дверях – большие фигурные никелированные ручки, на самом деле совершенно не функциональные, поскольку двери в Московском метро с первых дней его существования были полностью автоматическими. Но так, с ручками, делались поезда в других странах, где автоматическим было только закрывание, а открывали створки сами пассажиры, и у нас решили этот красивый дизайн повторить.

Светильники – подкупающие неожиданным интимом бра-колокольчики, которые иной эстет не отказался бы повесить у себя в доме. Стенки – тисненый материал линкруст вызывающий ассоциации с интерьерами викторианской Англии.  Диваны… вот насчет них существует легенда. Будто бы когда опытный вагон показали главе транспортной комиссии ЦК Лазарю Кагановичу, тот возмутился: «Мы строим лучшее в мире метро, а у вас деревянные лавочки? Надо дать каждому пассажиру по мягкому месту!» Отсюда традиция роскошных диванов, которые только в последние десятилетия заменили на более жесткие и не столь расслабляющие сидения.

И еще с одной подробностью связано имя Кагановича. Внизу у сомкнутых дверей – выемка, образующая как бы кошачий ход, прикрытый резиной. Якобы сам Лазарь Моисеевич вызвался проверить, не больно ли прихлопнут двери зазевавшегося пассажира. Встал в проеме, принимая удары на плечи, бока, наконец ноги. И ногу двери защемили! Вот из-за чего решили сделать расширение — чтобы застрявшую ступню можно было выдернуть, и пассажира не потащило бы за поездом по платформе.

На самом деле, говорят, это изобретение вовсе не Кагановича, а американских вагоностроителей, в изделиях которых оно присутствует с 1932 года.

Ровно в час ночи, пропуская последние пассажирские поезда, наш состав медленно трогается к центру Москвы. Ход удивительно плавный – вагон весит 52 тонны, инерция огромная! Первая остановка – на соседней «Партизанской». Тут, сменив Константина, экскурсовод Тамара рассказывает, что первоначальное проектное название станции – «Стадион имени Сталина»: здесь должна была быть сооружена самая крупная в стране спортивная арена. Отсюда и циклопические размеры зала, в котором аж три пути, чтобы поезда могли быстрее сменять друг друга и выпускать-впускать пассажиров. Но Сталин умер, стадион не построили, станцию назвали «Измайловской», потом «Измайловским парком» и наконец, к 60-летию Победы, «Партизанской». Поскольку в ней, сооружавшейся в годы войны, установлены скульптуры Героев Советского Союза Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина работы скульптора-академика Матвея Манизера.

Знаменитую собачку работы скульптора Матвея Манизера пассажиры почему-то любят больше, чем его же пограничника

Следующая высадка – на «Электрозаводской», чье богатое световое и скульптурное оформление (барельефные изображения советских тружеников, выполненные из кремового южноуральского мрамора ваятелем Георгием Мотовиловым) подчеркивают соседство с электроламповым заводом. Никакого ощущения подземелья – нам объясняют, что это и было целью метростроителей. Ведь тогдашние жители Москвы – в огромной массе вчерашние крестьяне, и хоть религия официально отрицалась, в душе многие сохраняли веру в то, что под ногами — преисподняя, и спускаться туда по доброй воле никак нельзя.

Конечно, невозможно было не сделать остановку на «Площади революции», где знаменитые скульптуры Манизера, особенно собаки, куры и прочая домашняя живность, пользуются традиционной любовью пассажиров. Собачьи морды настолько затерты любителями приложиться к ним «на счастье», что потеряли весь свой рельеф – говорят, изначально их «лица» были проработаны мастером во всех подробностях, а теперь это отполированные идолы. За повседневной сентиментальной суеверностью мы не замечаем, что скульптуры стоят не просто так, а рассказывают громадный исторический миф. Если идти от западного эскалатора к восточному, то сперва нам встречаются революционные красногвардейцы, потом – строители метро и колхозники, за ними – студенты, ученые и наконец счастливые дети Страны Советов с авиамоделями в руках.

А теперь предстоит аттракцион совсем редкого свойства: ретропоезд медленно, со скрежетом проходит технической линией и неожиданно выезжает на станцию «Александровский сад» уже другой, Филевской линии. До того автору этих строк лишь однажды приходилось так ездить – в конце 1980-х, когда из-за закрытия на ремонт участка Арбатско-Покровской линии от «Арбатской» до «Киевской» поезда пускались в обход, по голубой ветке. Так едем сейчас и мы, слушая рассказ о том, почему «Александровский сад» такой «кривой» (оказывается, линии, чтобы не заходить под древние фундаменты Кремля, пришлось здесь делать крутой вираж). Останавливаемся на минуту на первом столичном метромосту – Смоленском, откуда открывается роскошный вид на гостиницу «Украина». Наконец высаживаемся на конечной точке маршрута – «Киевской»…

Интерьер вагона выдержан в колорите «Восточного экспресса» Агаты Кристи

Наверху светает. Но до открытия метро еще далеко. Приходится вызывать такси. Это единственное неудобство путешествия в машине времени, в которую на эти три часа превратился Московский метрополитен… 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7619
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5411
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4631
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4223
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4204
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?