"ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!", ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Вчера МИД РФ нотой уведомил исполком СНГ о решении России выйти из состава участников Бишкекского соглашения 1992 г. о безвизовом передвижении граждан на территории Содружества. Россия предлагает провести двусторонние переговоры для подписания договоров, регламентирующих режим взаимных поездок граждан. Если же кто-то откажется сделать это в течение 90 дней, определенных законом, то Российская Федерация в одностороннем порядке намерена ввести визовый режим. Что стоит за этим заявлением российских властей и чем оно может обернуться для миллионов граждан?

На границе Черниговской, Брянской и Гомельской областей есть деревня Сеньковка, знаменитая тем, что петухи там поют сразу на три страны - Украину, Россию и Белоруссию, а соседи ходят за хлебом-солью то в одну республику, то в другую. С петухами ладно, пусть кукарекают, сидя на плетне, который и есть реальная межгосударственная граница на сегодняшний день. А вот что с людьми? Какую нейтральную полосу с пограничными столбами надо установить, чтобы сосед к соседу не мог без визы зайти? И есть ли сегодня у правительства деньги, чтобы эти границы обустроить: иначе какой смысл в государстве "строгого режима"?
Доводы, которые на прошлой неделе обнародовал министр иностранных дел Игорь Иванов: "серьезная угроза международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса" - поэтому власти вынуждены перейти к ужесточению визового режима... Это легко усваивается массовым сознанием. Национальные преступные группировки, распространение наркотиков, переход базарной торговли во многих регионах России под контроль выходцев из двух-трех стран ближнего зарубежья - вызывают раздражение. Идущие сегодня бои с исламскими боевиками в Центральной Азии - горячий аргумент за то, чтобы держать границы на замке.
Еще прошлой осенью Владимир Путин, тогда еще председатель правительства, заявил о возможности введения визового режима с Грузией и Азербайджаном. Повод был очевиден: чеченские боевики получали все виды заграничной помощи именно через эти страны. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе неоднократно критиковал намерение России. Теперь Тбилиси отступать некуда. По всем прогнозам, Грузия и станет первой "жертвой" выхода из Бишкекского соглашения.
Так что особых новостей тут нет никаких, а сенсацией можно было считать июньский совет консульских служб стран СНГ, которые сделали совместное заявление о прекращении действия Бишкекского соглашения. Сегодня, когда общество психологически перенапряжено из-за чрезвычайных происшествий, возможное введение виз опять взбудоражило людей.
На самом деле прецедент на постсоветском пространстве уже создан, и не только между Россией и странами Балтии, которые стали "стопроцентной заграницей", но и между странами СНГ. Когда в июне прошлого года Туркмения в одностороннем порядке заявила о выходе из Бишкекского соглашения (как прокомментировал мне один из руководителей республики, "мы хотим строить страну для своего народа, а не для чужих бандитов"), тогда этот шаг был воспринят как очередное чудачество южного авторитарного соседа. В рекордные сроки Туркмения подписала двусторонние соглашения практически со всеми странами. Год спустя консульские службы СНГ уже внимательно присматриваются к опыту Туркменбаши.
- Первую визу мы выдали 9 июля 1999 года, - сказал мне из Ашхабада по телефону исполняющий обязанности российского консула Андрей Дарченков. -Около 20 тысяч граждан Туркменистана за это время обратились в наше посольство. Согласно двустороннему соглашению частная виза на 10 дней стоит 20 долларов, соответственно на 20 дней -30 и на 30 дней - 40 долларов. Существует много льготных тарифов: бесплатный для студентов, минимальный для участников войны и пенсионеров и т.д. Проблем особых теперь нет. Правда, когда только начинали работать, это был разгар отпусков, люди по нескольку суток ждали в очереди.
Законную пионерскую гордость за введение визового режима испытывают в консульской службе посольства Туркменистана в Москве. За пять дней россиянин может получить визу на тех же условиях, что и туркменский гражданин в Ашхабаде. При этом не обязательно ехать в Москву за туркменской визой. Вам откроют ее прямо в аэропорту при наличии приглашения, заверенного ОВИРом или МИДом Туркмении, и двух фотографий.
А теперь представим масштабы другого уровня. Примерно 4 миллиона украинцев живут в России и примерно 12 миллионов русских - в Украине. Сотни тысяч россиян ежегодно выезжают на отдых в Крым. Сотни тысяч украинцев готовы на любую сдельную работу в России... Какой легион консульских работников требуется, чтобы выдать визы законопослушным гражданам и с той, и с другой стороны?
Следует попутно заметить, что еще в 1997 году были заключены соглашения с Украиной и Азербайджаном о безвизовых поездках граждан. Претерпят ли они сегодня изменение на фоне российских заявлений об ужесточении визового режима?
- Обострение ситуации в Средней Азии - лишь официальный повод для заявления министра иностранных дел, - считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. -Как будто наемники, террористы и наркокурьеры пойдут за визами. Спецслужбы должны вести с ними борьбу независимо от режима и не прикрывать свою нерадивость "железным занавесом". Кстати, наемники проникали не только в Россию, но и из России, вспомните Абхазию и Приднестровье... На мой взгляд, объявление о введении визового режима носит больше политический характер: Россия решила "наказать" страны, которые выбрали, например, как Грузия и Украина, ориентацию на Запад, а не на Москву.
Российское правительство сейчас официально признало "широкий размах незаконной миграции в Россию, в том числе из государств Содружества". Простой пример: практически все дачное Подмосковье застроено строителями из Молдавии, Украины, Белоруссии. Многие республики "сбрасывают" в Россию свою избыточную рабочую силу и дешевые товары. Российские профсоюзы, которые с трудом находят "себе место" между трудом и капиталом, не догадываются, что надо становиться на защиту интересов работника, как это и делается во всем мире. Граждане стран Шенгенского соглашения получили полную свободу передвижения по части Европы, но никто из них не получил автоматическое право на работу. Для этого требуется отдельное разрешение. Кстати, одна из идей того же Затулина - непременный разрешительный режим на работу иностранцев.
...Как-то рано утром раздался робкий звонок в дверь: на пороге стояли Иван (с его женой я отдыхала на юге лет десять назад) и незнакомый парень, который потом оказался Гришей. Они приехали в строительную молдавскую бригаду, но на Киевском вокзале посредник их не встретил. Им некуда податься, единственный московский адрес - наш, на старой новогодней открытке... Они приехали в Москву от отчаяния: их дети поступают в Кишиневский университет, но так как они не коренной национальности, то без долларовой "подпитки" учиться не смогут. Они прошли все круги ада: в Москве их сразу оштрафовали за отсутствие регистрации, теперь не на что вернуться домой. Когда они наконец-то нашли работу и хозяин с ними рассчитался, за поворотом рэкетиры отобрали все, что они заработали. На второй месяц они устроились как-то поумнее, заработали по 500 долларов и уехали "поступать в молдавский университет". На прощание двое русских мужиков, вытерпевших в России так много унижения, сказали: мы никуда не уезжали, это государство от нас уехало.
Впрочем, так могут сказать более двадцати миллионов соотечественников, которые оказались за рубежом после распада большой страны. Введение визового режима будет крайне чувствительным для тех, кто по-прежнему Россию считает родиной. Увы, как утверждают многие политологи, они не смогли, а мы не помогли им стать в ближнем зарубежье влиятельной силой, с которой считались бы в новых независимых государствах. Введение визового режима - это еще одно прощание миллионов с надеждой пожить в родной стране. К дорогим билетам прибавляется дорогая виза, кто теперь и в какие века выберется поклониться отеческим гробам?..
Введение визового режима не коснется Белоруссии (облегченно вздыхаю: у меня там родители, к которым езжу каждые несколько месяцев), как-никак мы живем в малопонятном, но Союзе. Исключение будет сделано и для остальных партнеров по Таможенному союзу (Казахстан, Киргизия, Таджикистан). К чему тогда заявления о наркоугрозе? Ведь наркотрафик давно известен. В приграничном Афганистане производится больше половины всех наркотиков, практически нет авиарейса из Душанбе, на котором не был бы обнаружен курьер с "белой смертью".
Значит, есть большой резон в точке зрения директора Института стран СНГ: Россия сделала серьезное политическое предупреждение всем своим стратегическим партнерам по СНГ. Всякие переговоры - это торг. Передвижение граждан "по взаимной договоренности" - это большой торг, на котором выставлены интересы миллионов граждан.
Набираю Тбилиси, хорошо знакомый номер "оранжевой девочки", которая когда-то в СССР пела про оранжевое небо, оранжевую маму, и говорю певице Ирме Сохадзе, ведущей грузинского телевидения, что скоро "оранжевому верблюду" в Россию без визы не попасть. "Я задыхаюсь, когда покушаются на мою свободу. Мне казалось, что в двадцать первом веке ни в одну страну не нужны будут визы, тем более в родную для меня Россию. Почему политики, которых мы выбираем, всегда выбирают не самый лучший для народов путь?"
P.S. Институт стран СНГ на своем сайте в Интернете (www.zatulin.ru) приглашает к электронному голосованию читателей "Труда" по поводу введения визового режима.