ПАРТИЗАНЫ ИЛИ НАРКОБАРОНЫ?

Отдадим должное Биллу Клинтону. Нужно обладать недюжинной волей, чтобы решиться на вояж в Колумбию, где вот уже несколько десятилетий не прекращается гражданская война, где кокаиновые картели обладают армией боевиков, насчитывающей несколько тысяч хорошо вооруженных "отморозков", где бесчинствуют ультраправые "эскадроны смерти".

И все это на фоне растущей преступности и набирающих силу антиамериканских демонстраций. Вот в эту страну, раздираемую насилием, и совершил на днях визит американский президент. Правда, он не рискнул отправиться в глубь страны, ограничившись городом-курортом Картахена на Атлантическом побережье, который был по случаю наводнен солдатами и полицией. И это несмотря на то, что президент США прибыл в Картахену со своей охраной, насчитывающей 400 профессионалов.
Колумбия уже давно стала раздражающим фактором для Вашингтона в Южной Америке. Во-первых, отсюда идет в США самый большой поток наркотиков. Местные наркокартели производят их в изобилии из коки и марихуаны, которые возделывают местные крестьяне на полях, охраняемых или боевиками наркомафии, или членами партизанских группировок. Все участники наркоконвейера, начиная от крестьян и кончая главарями преступных картелей, имеют неплохой доход от своего "промысла" и поэтому вовсе "не горят желанием" от него отказываться, несмотря на все усилия колумбийских властей. Во-вторых, ведущие в стране повстанческую борьбу за "социальную справедливость" организации (крупнейшая среди которых "Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК)" насчитывает в своих рядах свыше десяти тысяч повстанцев) давно уже вызывают беспокойство у Вашингтона возможностью распространения "партизанской заразы" на весь латиноамериканский континент. С десяток лет назад к факторам нестабильности в стране прибавился еще один - террористическая деятельность ультраправых "эскадронов смерти". Их создали крупные латифундисты, и состоят они из бывших военных, зажиточных крестьян и работников плантаций. "Эскадроны смерти" появились как противовес партизанским группировкам. Но в открытую борьбу с повстанцами они не вступают, зато не щадят жителей маленьких поселков, которые, по их мнению, оказывают помощь партизанам.
Нынешнее правительство президента Андреса Пастраны предпринимало усилия по достижению мира и стабильности и пыталось наладить переговорный процесс с участием всех воюющих сторон, который начался несколько лет назад, но регулярно прерывался из-за постоянных разногласий. Наконец правительство Пастраны выработало так называемый "План Колумбия". Его цель - согласованная и беспощадная борьба с производителями наркотиков, скоординированные действия против партизанских группировок, чтобы заставить их лидеров сесть за стол переговоров с правительством и добиться мира в стране, реанимирование национальной экономики и улучшение жизни беднейших слоев. План предусматривает совершенствование боевой выучки армии и полиции и оснащение их современным вооружением. Стоимость реализации "Плана Колумбия" оценивается в 7,5 млрд. долларов.
Надо заметить, что этот проект вызвал тревогу в соседних странах. Правительства Бразилии, Венесуэлы, Перу выразили опасения, что предусмотренная им эскалация военных действий против партизан и наркомафии вызовет массовую миграцию сельских жителей из приграничных районов Колумбии в соседние страны. Президент Венесуэлы Уго Чавес в ответ на официальную поддержку Вашингтоном "Плана Колумбия" заявил, что эта страна может превратиться "во второй Вьетнам". Вот для рассеивания этих страхов и прибыл в Картахену президент США. Он сразу же заявил, что США не планируют военной интервенции в Колумбию и окажут лишь материальную помощь ее властям в реализации упомянутого проекта. Клинтон объявил о выделении Колумбии на эти цели 1,3 млрд. долларов и призвал соседние страны оказать поддержку колумбийским властям. Вопрос содействия Колумбии в борьбе с наркомафией и партизанами стоит и на открывшемся в Бразилии саммите 12 южноамериканских государств.