ПУТЕШЕСТВИЕ ЦАРСКОГО СТОЛА

Письменный стол царя Николая II отыскался в Тюмени. Владислав Коптелов, заведующий музеем местного отделения Свердловской железной дороги, обнаружил его в одном из служебных кабинетов далекого сибирского города, где царская семья и была-то всего ничего. Лишь во время пересадки по пути в тобольскую ссылку и обратно в Екатеринбург, к месту своей гибели.

Стол действительно великолепен: украшен чудесной резьбой, две мощные тумбы с красавцами львами. Первый и главный вопрос: как же оказался шедевр мебельного искусства конца XIX века в нашем далеке? Оказывается, когда большевики ссылали последнего российского монарха в Тобольск, они позволили ему вывезти с собой целых два железнодорожных состава всякой утвари. В апреле 18-го года Романовых, как известно, перевезли в Екатеринбург. И снова следом за ними отправили всю их мебель. Добра было столько, что на разгрузку понадобилось аж 28 подвод. А когда город захватили белые, Колчак дал команду собрать все, что осталось после царя, вплоть до последней пуговицы, и отправить через Владивосток в Англию. По каким-то непонятным причинам мебель застряла на железнодорожной станции Камышлов. Видимо, коменданту очень понравился стол, и он решил оставить его себе.
С тех пор сменилось не одно железнодорожное начальство. Каждый из вновь восседавших за царским столом наследовал эту красоту как должное, не особенно вдаваясь в историю ее появления.
Перевезя стол из Камышлова в Тюмень, Коптелов первым делом показал его знаменитому мастеру-краснодеревщику. Надо было сделать кое-какую реставрацию - столешница, не поверите, была обита... фанерой. Мастер-то и говорит: видел, дескать, такой же стол в царском Ливадийском дворце в Крыму.
Позже специалисты из Питера подтвердили: да, аналогичные столы в конце прошлого века выпускались мебельной промышленностью столицы специально для императорской канцелярии. Имперские знаки отличия, равно как и марку фабрики-изготовителя, ставить в ту пору было не принято.
Коптелов намерен основать в Тюмени музей Николая II и написать трактат о том, как "канцелярский стол" императора целых 80 лет скрывался от большевиков, находясь на самом виду, и сколько восседало за ним столоначальников самого что ни на есть пролетарского происхождения.