10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СУСАНИН ОТДАЛ ЖИЗНЬ НЕ ЗА ТОГО ЦАРЯ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 05 Сентября 2000г.

- Хочу выразить искреннюю благодарность Владимиру Викторовичу Васильеву и Владимиру Михайловичу

- Хочу выразить искреннюю благодарность Владимиру Викторовичу Васильеву и Владимиру Михайловичу Коконину за все, что они делали в последние годы для Большого театра. Но жизнь течет, и та сложная ситуация, в которой находится сегодня Большой, связанная прежде всего с реконструкцией комплекса зданий, требует, видимо, нового подхода, - этими словами вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко, пришедшая в минувшую субботу на собрание труппы ГАБТа по поводу начала очередного творческого сезона, официально ввела коллектив Большого театра в курс резких перемен. Напомню: отныне Большим театром заправляет не художественный руководитель-директор (им был Владимир Васильев), поддерживаемый исполнительным директором (Владимир Коконин), а совсем другой "дуэт": генеральный директор (он в новой ситуации - заглавное лицо) и генеральный художественный директор.
- Не смущайтесь фразой, что Большой передается в ведение Министерства культуры, - продолжил вслед за Валентиной Ивановной министр Михаил Швыдкой. - Мариинский в последние 10 лет находится в системе Минкультуры, и это не сильно ухудшило его работу...
Наделавший много шума шаг с ломкой системы руководства в Большом выступившие подавали как тщательно продуманный, выработанный в консультациях со специалистами. Правда, у Владимира Васильева (отсутствовавшего по понятным причинам) насчет "тщательной продуманности", уверен, особое мнение: как раз с ним-то, лучше кого бы то ни было представляющим состояние Большого театра, и не посоветовались. Сам Швыдкой признал, что допустил бестактность, даже не известив Владимира Викторовича о ликвидации его поста.
Видимо, все-таки степень обстоятельности, с которой в правительстве готовили "большие" перемены, была ораторами изрядно преувеличена. Сужу по тому хотя бы, что взявший вслед затем слово дирижер Геннадий Рождественский откровенно и с присущим ему юмором сообщил:
- Об этой катавасии... извините, процедуре я узнал совсем недавно. Совершенно не представляю сегодняшних возможностей коллектива. Многие люди, услышав о моем назначении генеральным художественным руководителем, реагировали однозначно: ты сошел с ума...
Справедливость требует признать: известие о возвращении Геннадия Николаевича в Большой театр (куда впервые он пришел 49 лет назад) было встречено труппой, особенно старшей ее частью, возгласами "браво!" Прославленный дирижер пообещал выправить перекосы репертуара, в результате которых, например, великая опера "Борис Годунов" идет всего дважды в сезон, а невесть как вынырнувший из заслуженного забвения балет "Дочь фараона" - целых семь. Посулил мэтр и приглашение своих прославленных коллег - Евгения Светланова, Дмитрия Китаенко, Неэме Ярви, Валерия Гергиева, Юрия Темирканова, Риккардо Мути, Сейжи Озавы... Впрочем, примерно то же, помнится, обещал пять лет назад, заступая на высший пост в Большом, Владимир Васильев... Кстати, о Владимире Викторовиче его преемник сказал следующее:
- Не хочу оценивать деятельность выдающегося танцовщика, вписавшего особую страницу в историю русского и мирового балета, на посту художественного руководителя Большого театра. Однако сцена Большого не может служить местом выяснения способностей и неспособностей Владимира Викторовича в амплуа хореографа, оперного режиссера, дирижера и художника. Столь многообразная творческая активность могла бы естественнее реализоваться на сцене антрепризы, вроде "Новой оперы" Евгения Колобова.
Что ж, предложение тонкое, даже изящное. Изящна и ирония Геннадия Николаевича насчет "способностей и неспособностей" предшественника. Но и его, Рождественского, назначение, как он сам заметил, не всеми воспринимается как вполне разумное. Посудите, можно ли дважды, да еще с таким огромным разрывом во времени, войти в одну и ту же реку (в 1965-1970 годах Рождественский уже был главным дирижером Большого)? То же, кстати, относится и к балетмейстеру Юрию Григоровичу, о возвращении которого в ГАБТ сейчас поговаривают все чаще. Отдавая дань обоим мастерам, не забудем: одному 69, другому 73... С другой стороны:
- Дирижирование - профессия второй половины жизни, - признался мне после собрания один из старейших дирижеров Большого театра Фуат Мансуров. А вот молодым солистам оперы Николаю Баскову и Карине Сербиной, с которыми удалось переговорить, "очень жаль, что так произошло с Владимиром Викторовичем Васильевым. Мы пришли в театр при нем, он создал нам
все условия, дал три главные партии, за что низко ему кланяемся. Верим, Геннадий Николаевич будет внимателен к молодежи".
Да, вот еще что. Ведь я пока ни слова не сказал о главном фигуранте - Анатолии Иксанове, назначенном генеральным директором ГАБТа. Впрочем, говорить почти что нечего. Сам Анатолий Геннадиевич держался этаким, простите за каламбур, мистером Икс - крайне сдержанно и, по сути, ничего содержательного не произнес: то ли от сознания своей "главности" (или "вещай", или молчи), то ли просто от изрядной растерянности. Почему именно этот человек оказался сегодня на вершине пирамиды, можно отчасти понять из фразы Валентины Матвиенко касательно реконструкции ГАБТа:
- Это грандиозное строительство, требующее максимальной концентрации усилий, материальных средств, денежных потоков.
Позволю себе прокомментировать слова вице-премьера. Понятно, что Михаилу Швыдкому, чье хозяйство впечатляюще растет (недавно, как известно в него, например, попало все российское кинодело), очень нужны профессионалы в этих самых денежных делах. С Анатолием Геннадиевичем Михаил Ефимович вместе руководил телеканалом "Культура" (Швыдкой был главным редактором, Иксанов - финдиректором). Рождественскому в этом раскладе, очевидно, готовится "чистая" роль художника, от презренных материальных забот отстраненного. Тем более что в России он теперь почти что иностранец: лишь время от времени заезжает домой из-за границы.
...Сдавал этот материал в печать, когда узнал о "первой ласточке" внутритеатральных изменений: давно объявленный спектакль "Иван Сусанин", которым по многолетней традиции обычно открывает сезон Большой, заменен "Борисом Годуновым". "Сусаниным" должен был дирижировать худрук оркестра Марк Эрмлер (кстати, руководители "цехов" в театре трудятся по контрактам - сохранят ли они свои посты или придется ломать уже заключенные договоры?). А "Годунов", как читатель, наверное, уже догадался, - любимая опера Геннадия Рождественского...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников