03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРОХЕ ДАЛИ КРОХИ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 05 Сентября 2001г.
Пособия на детей в России давно напоминают унизительные подачки, которые из-за ничтожно малых сумм ни в коей мере нельзя считать реальной помощью материально нуждающимся семьям (как правило, молодым).

Стыдно называть цифры, - например, 70 рублей в месяц на ребенка. Что за деньги? Полученных рублей не хватит даже на два дня, если исходить из среднероссийского прожиточного минимума. Да и эти гроши до недавнего времени не выдавались во многих регионах, пока в нынешнем году выплаты не взял на себя федеральный центр (долг региональных бюджетов все еще составляет 21 миллиард рублей). Пособие по уходу за ребенком до полутора лет, выплачиваемое из средств Фонда социального страхования, тоже не назовешь "весомым" - 200 рублей в месяц. Как ни экономь, больше чем на четыре дня не растянешь.
Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) провел расчеты покупательной способности выплат, производимых из Фонда соцстраха:
Какую часть от прожиточного минимума (ПМ) женщины составляют пособия по уходу за ребенком, не достигшим полутора лет
Средний размер пособия (в рублях)
Его покупательная способность (в % от прож. минимума)
1994 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. (2 кв).
18,1 руб. 180 184 200
21 % 44 % 37 % 12 %
"Общий уровень покупательной способности этих пособий, - говорит директор ВЦУЖ профессор Вячеслав БОБКОВ, - на протяжении последнего десятилетия был крайне низким. Но сейчас речь идет, можно сказать, вообще о виртуальной сумме - всего12 процентов от прожиточного минимума женщины. Спрашивается, как быть неработающей матери, если, допустим, родственники не в состоянии помочь ей?". Даже самое "большое" пособие, которое выплачивается Фондом социального страхования один раз при рождении сына или дочери, - 1500 рублей на самом деле не компенсирует, по расчетам специалистов ВЦУЖ, и половины сегодняшних затрат на приобретение минимального набора для малыша: пеленок, распашонок, ползунков; полушерстяного и ватного одеял; кровати, а также предметов санитарии и лекарств. Для справки: в 1996-1999 годах размер этих выплат был не ниже, как сейчас, а выше стоимости детского набора, причем в 1,5 - 3,2 раза.
Тенденция значительного ухудшения ситуации в этой сфере налицо. Можно добавить еще, что покупательная способность пособий по беременности и родам тоже существенно уменьшилась. Все это диссонирует с позитивной в целом динамикой повышения уровня жизни россиян. Странно как-то получается: государство немало делает для улучшения материального положения граждан, но в то же время резко сокращает (в реальном выражении) помощь молодым матерям. Как будто страна заинтересована не в повышении, а снижении рождаемости. И как будто не вступила Россия в тяжелый демографический кризис. А ведь с начала 1992-го "естественная убыль населения" у нас превысила 6,5 миллиона человек. Обвально упала рождаемость. В прошлом году на свет появилось на 730 тысяч малышей меньше, чем в 1990-м. Многие семьи, не относящиеся к группе остро нуждающихся, хотели бы иметь ребенка, но откладывают "этот вопрос" на потом, ибо понимают: появление маленького человечка сразу же отбросит домохозяйство за черту бедности. И в этих условиях государство как бы наказывает рублем тех женщин, которые решили иметь детей. Нелепость, серьезный просчет в социальной политике.
Исправлять ситуацию надо как можно быстрее. Естественно, возникает вопрос: где взять деньги на увеличение пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ним в первые полтора года? Один из серьезных финансовых резервов, по мнению профессора Бобкова и ряда других специалистов, - перераспределение средств в Фонде социального страхования. Фонд надо освободить от финансирования капитальных затрат здравниц и других непрофильных расходов. Дополнительные миллиарды рублей можно будет направить на увеличение пособий. Еще один источник пополнения средств фонда - увеличение взносов за счет выведения из тени скрытой зарплаты, объем которой, по расчетам специалистов, составил в прошлом году более 800 миллиардов рублей. Что же касается ежемесячных 70-рублевых детских пособий, которые выплачивают органы соцзащиты, то нет иного пути, как увеличить ассигнования из федерального бюджета. Могли бы доплачивать и регионы, местные власти. В любом случае, если государство не хочет, чтобы и дальше население стремительно сокращалось, надо всеми возможными способами помогать молодым семьям, и прежде всего материально.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников