Незатухающий (как водится, когда речь о звездах) интерес по-прежнему вызывают и ее многочисленные любовные романы. Избранниками сердца Марлен становились самые блистательные мужчины своего времени. Недавно в мировой печати появился список, состоящий из фамилий четырех десятков знаменитостей, которые, как утверждается, в разное время были ее любовниками. В их числе фигурируют, конечно же, киноактеры - Юл Бриннер, Кирк Дуглас, Гарри Купер, Джон Уэйн, Берт Ланкастер, Фрэнк Синатра и т.д. Есть среди них и писатели: Бернард Шоу, Уильям Сароян, а также военные - генерал Джордж Паттон. "... я разминулась с несколькими удивительными мужчинами, как проплывают мимо светящиеся ночные корабли. Однако я уверена, что их любовь ко мне длилась бы намного дольше, если бы я сама была кораблем, стоящим в гавани". Такое признание актриса сделала в своей книге воспоминаний "Размышления", в которой рассказала о своей долгой жизни. Интересно, что на русский язык эту книгу перевела наша замечательная, к сожалению, уже ушедшая из жизни певица Майя Кристалинская.
В своих воспоминаниях Марлен утверждала, что "физическая сторона любви" у нее всегда была связана только "с большим глубоким чувством", и ей всегда претил принцип "сегодня здесь, завтра там". Именно друзьями она называет многочисленных мужчин, с кем ей довелось встретиться на разных этапах своей жизни. Исключение делалось для немногих. Марлен подробно пишет о своей любви к знаменитому французскому актеру Жану Габену, с которым она впервые встретилась в Голливуде, куда тот приехал из оккупированной фашистами Франции. "Его внешняя грубоватость и жесткие манеры наиграны, - писала о нем актриса. - Он самый чувствительный, самый нежный из всех, кого я встречала". До конца своей жизни Марлен сохраняла трепетные чувства к Габену. "Моя любовь к нему осталась навсегда, - признавалась она в своих воспоминаниях. - Я любила его как собственного ребенка, он заменял мне дочь в те дни, когда ее не было со мной. Он был добрым и полным понимания, к которому стремится каждая женщина... Он был идеалом мужчины".
Как говорил сделавший Марлен знаменитой режиссер фон Штернберг, у нее не было ничего от секс-бомбы. Но она обладала чем-то большим - ангельским шармом, сводившим с ума и мужчин, и женщин. Перед этим шармом не смог устоять знаменитый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. М. Дитрих познакомилась с ним в Венеции. Они разговорились на пляже, и Ремарк сказал: "Давайте уйдем отсюда и поболтаем". "Я последовала за ним, - пишет М. Дитрих. - Я последовала за ним и в Париж".
Особый след в жизни Марлен оставила встреча с Э. Хемингуэем. Она познакомилась с писателем, когда плыла на пароходе из Европы в Америку. Во время одного из светских приемов, устроенных в ходе морского путешествия, она увидела, что за столом, куда ее пригласили, сидят двенадцать человек. Будучи суеверной, Марлен не захотела оказаться тринадцатой, о чем она и сказала присутствовавшим. Но никто не захотел пересесть за другой стол. "Вдруг передо мной возникла могучая фигура, - вспоминала М. Дитрих. - Прошу садиться, я буду четырнадцатым!". Это был Хемингуэй". От неожиданности Марлен воскликнула: "Кто вы?", хотя всем уже была известна характерная внешность знаменитого американского писателя. Любовь к Хемингуэю, как считает актриса, не была мимолетной привязанностью. Просто им не приходилось бывать часто вместе - "или он был занят какой-нибудь девушкой, или я не была свободна, когда был свободен он. Я полюбила его с первого взгляда, - признавалась Марлен, - ... любовь между Эрнестом Хемингуэем и мною была чистой и безграничной - такой, наверное, уже не бывает в этом мире".
Эффект разорвавшейся бомбы вызвали сообщения о любовной связи М. Дитрих с президентом США Джоном Кеннеди. Их короткая встреча произошла в 1962 году. Ей было 58, а ему - 45. Об этом свидании Марлен, якобы спустя годы, рассказала критику Кеннету Тинану, который записал ее признание в своем дневнике. А потом журнал "Нью Йоркер" опубликовал его на своих страницах. Вот что произошло.
Примерно в шесть тридцать вечера Марлен приехала в Белый дом "Я полагаю, - сказал Кеннеди, - у нас не займет это много времени". "Я думаю, что нет, Джек", - ответила Марлен. "Все прошло быстро,и все оказалось чудесным", - рассказывала Марлен. Уже через двадцать минут они расстались. Президент проводил ее до лифта и велел вызвать машину, которая отвезла ее в отель. Но перед тем как расстаться, он спросил: "Ответьте мне только на один вопрос: у вас что-нибудь было подобное с моим отцом?". Известный политик, Джозеф Кеннеди, в начале 30-х годов действительно находился в приятельских отношениях с М. Дитрих. Правда, одновременно он поддерживал весьма интимные отношения с другой кинозвездой той эпохи - Глорией Свенсон. "Нет, Джек, у меня ничего не было с ним", - ответила Марлен. "Что ж, - произнес президент, - хорошо, что хоть в этом я опередил его". Дверь лифта закрылась. Больше она никогда не встречалась с президентом.
В 30-е годы Марлен Дитрих часто появлялась на киноэкране в мужской одежде - во фраке и цилиндре, возбуждая своим внешним видом не только мужчин, но и женщин. Среди них самой знаменитой была французская певица Эдит Пиаф. Марлен увлеклась ею в разгар своего романа с Жаном Габеном. В ее воспоминаниях сохранилась такая загадочная фраза, касающаяся встреч с Эдит Пиаф: "Наши отношения были очень нежными, хотя вряд ли можно назвать их любовью... "
Но было бы неправильно, разумеется, полагать, что чуть ли не все незаурядные мужчины, с которыми жизнь сводила М. Дитрих, становились ее любовниками. Марлен, например, испытывала дружеские, полные восхищения чувства к некоторым из наших соотечественников. Она тепло вспоминает о своей встрече с композитором Игорем Стравинским. Актриса преклонялась перед творчеством Константина Паустовского. Марлен впервые встретилась с ним незадолго до смерти писателя, когда приехала на гастроли в Москву. После концерта Паустовский поднялся на сцену, и М. Дитрих опустилась перед ним на колени. Да, в этом была вся Марлен, которая с потрясающей силой и эффектом умела выражать свои чувства. Я хорошо помню, как снимок с коленопреклоненной Марлен обошел тогда все советские газеты. В своих воспоминаниях М. Дитрих писала, что встретила Паустовского "слишком поздно"... Остается только гадать, что скрывалось за этими словами.
Марлен с восторгом писала и о Святославе Рихтере, называя его "великим русским пианистом". Но, по мнению Марлен, Рихтер никогда не считал себя великим. "Немногим, даже большим художникам, свойственно это", заключает актриса.
И все же при всех своих многочисленных любовных похождениях (а может, и поэтому) она всегда чувствовала себя одинокой. "Одиночество - нелегкий удел, -признавалась Марлен. - Бывают дни и ночи, в которые веришь, что нет ничего лучше одиночества, но затем наступают дни и ночи, которые с трудом можно переносить одной. К одиночеству привыкаешь после определенного времени, но примириться с ним трудно... "