ДАЛЬШЕ ЕХАТЬ НЕКУДА

Она пришла в школу, чтобы забрать у директора документы детей. Говорит: поменяла городскую квартиру, перебирается на постоянное жительство в Вепсскую волость. Социальный педагог школы, зная о пристрастии молодой женщины к спиртному, наведался по прежнему адресу. В однокомнатной квартире шел пьяный кутеж. Дети тут же маялись от безделья. Женщина заплетающимся языком толковала, что она вот-вот уедет. Надо полагать, что случится это не раньше, чем пропьет доплату за обмен.

Бизнес с обменом квартир в карельской столице на близлежащие поселки Прионежского района и Вепсской национальной волости в последнее время процветает. Шустрые маклеры без труда находят пьющие семьи, как правило, с детьми, и уговаривают их переехать поближе к природе. Небольшая доплата становится решающим доводом. Многие живут исключительно на детские пособия и сданные бутылки, а тут сразу - живые деньги и никаких хлопот. Оформление документов и переезд маклеры берут на себя. Потом, прогуляв вырученную сумму и протрезвев, переселенцы понимают, что оказались у разбитого корыта. Но деваться больше некуда.
В поселке Мелиоративный мне показали такую квартиру. Рядом со средней школой, в доме улучшенной планировки на четвертом этаже. Голые окна, пустая лоджия. Сюда заселилась городская семья, в которой восемь детей. По словам соседей, и в этой квартире уже все снято и продано - вплоть до раковины и дверных коробок. Дети попрошайничают. Если им удается набрать немного денег, покупают хлеб и прячут под подушку - чтобы не отобрали старшие. Тех уже поставили на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Выживают дети за счет школы, где учатся. Как рассказала социальный педагог Алевтина Вачаева, таким ученикам они предоставляют бесплатное питание и гуманитарную помощь. Повлиять на родителей школа не в состоянии. Какие к ним можно применить меры? Лишить родительских прав, оштрафовать? В любом случае пострадают дети.
- За шесть лет они ни разу не заплатили за коммунальные услуги, - жалуются местные коммунальщики. - И ничего не можем сделать. Даже выселить. Семья-то многодетная, ребятишками и прикрываются. И ведь не одна такая.
В администрации поселка говорят: в год в Мелиоративный прибывают 5 - 6 подобных семей из Петрозаводска. С трудоустройством здесь проблема - разве что на сезонную работу в местный совхоз ... Но приезжие в основном пьяницы, они не рвутся работать. Местные жители относятся к ним с опаской, потому что воровство в погребах, где хранятся запасы, стало обычным делом. Это один из способов выживания неблагополучных семей. Похожая ситуация и в Кварцитном - поселке городского типа Вепсской национальной волости. Сюда тоже хлынули бывшие горожане, злоупотребляющие спиртным. Забота об их детях легла на Шокшинскую среднюю школу.
Беда в том, что вместе с родителями на дно скатываются и дети, которые лишаются нормальных условий для учебы и проживания.
- Бывают случаи, когда семья остается вообще без жилья, - говорит Мария Дорошина, ведущий специалист управления образования по охране прав детства администрации Прионежского района. - Родители, чаще матери-одиночки, просто продают или сдают квартиру в аренду. Недавно мы отстаивали интересы отца, на которого жена оставила детей, при этом лишив их права на жилье. Другой случай: в поселок Вилга переехала семья с тремя детьми, поменяв хорошую квартиру в Петрозаводске на часть дома. "Переехала" - громко сказано, у них с собой ничего не было. Приласкали 15-летнюю девочку-сироту из поселка, которая теперь нянчится с их ребятишками. Сами пьянствуют. Дом превратили в притон, куда собираются алкоголики со всей округи. Еще одна мамаша с тремя детьми уже дважды меняла жилье, всякий раз перебираясь в еще худшие условия. Муж сидит в тюрьме. Последнего малыша родила от сожителя.
Тревогу Марии Дорошиной, других специалистов поселковых администраций и старожилов можно понять. Деревни и поселки, без того страдающие от пьянства, безработицы, бедности, пополняются неблагополучными семьями, от которых освобождается город. Сюда они - с их пристрастием к спиртному, неумением вести хозяйство и равнодушием к собственным детям, которые здесь становятся безнадзорными, - привносят еще больший разлад.
Вряд ли можно остановить этот процесс. Каждый имеет право жить где хочет - независимо от причин, по которым он меняет благоустроенную квартиру на комнату с печным отоплением. Другое дело, что городские специалисты, занимающиеся оформлением документов на обмен жилья, должны быть внимательнее к семьям, где есть несовершеннолетние дети. Защищены ли их права, будет ли им хорошо на новом месте?
А та семья с восемью детьми уже отбыла из поселка Мелиоративный в деревню Чална. В частный домишко без удобств. Как объясняет мама, там огородик, свежий воздух - детям, мол, пойдет на пользу. Дальше меняться некуда.