Немецкий детектив Детлев Мехлис стал политической суперзвездой в Ливане

Немецкий детектив Детлев Мехлис стал политической суперзвездой в Ливане

В небе над Бейрутом уже неделю кружат вертолеты. С воздуха пилоты пристально следят за передвижениями в районе Дворца правосудия, где допрашивают бывших руководителей спецслужб. Генералам Джамилю ас-Сейиду, возглавлявшему Управление общей разведки, генерал-майору Али аль-Хаджу - бывшему шефу департамента внутренней безопасности и начальнику армейской разведки генералу Раймону Аззару, а также командиру Республиканской гвардии /охрана президента/ генералу Мустафе Хамдану предъявлено обвинение в причастности к убийству экс-премьера Рафика Харири. Все четверо помещены под стражу после того, как их допросил немецкий детектив Детлев Мехлис, который вместе с 150 помощниками и криминалистами из 22 стран ведет, в соответствии с резолюцией СБ ООН, расследование теракта 14 февраля на бейрутской набережной Айн-эль-Мрайсе. Мехлис представил материалы генеральному прокурору Саиду Мирзе, подтверждающие, что так или иначе силовики были замешаны в планировании покушения на видного политика и бизнесмена Рафика Харири, всеобщего любимца и инициатора послевоенного экономического возрождения. Если вина генералов будет доказана, им грозит высшая мера наказания - для военных лиц расстрел.

Старшего государственного обвинителя Генеральной прокуратуры Берлина бейрутцы считают героем. "Опытный немецкий сыщик по праву стал политической суперзвездой, - отмечает обозреватель Фарес Хашан из газеты "Аль-Мустакбаль". - Не будь его, никто бы никогда в Ливане не осмелился посягнуть на всесильных генералов, даже отправленных в отставку". Мехлис рискнул разоблачить людей, которые держали в страхе весь Ливан в течение 10 лет. Фарес называет их "неприкасаемой кастой". "Сегодня весь Ливан говорит об одном человеке, и все живут ожиданиями новых прыжков по следу немецкой ищейки", - говорит домохозяйка Козетта Абу Джауда. Студентка Тара отмечает, что вместе со своими друзьями отказалась от увлекательной поездки по морю на яхте в конце каникул, узнав о пресс-конференции главы ооновской комиссии в Бруммане.

Каждый шаг немецкого детектива отслеживается и толкуется по своему в ливанских СМИ. Например, стоило появиться версии о том, что зловещий пикап, взлетевший на воздух у отеля "Сент-Джордж" на набережной, был нашпигован взрывчаткой в южном пригороде Бейрута, как пополз слух о причастности членов "Хезболлах" к покушению. Тут же в прессе нашлись аналитики, которые заговорили о грядущей суннитско-шиитской междоусобице, скором перенесении на ливанскую почву иракских событий и федерализации маленькой средиземноморской страны, где проживают выходцы из 17 религиозных общин.

Ситуация наэлектризована. Все ждут, что вот-вот последуют новые теракты, а они почему-то устраиваются непременно в христианских кварталах Большого Бейрута и курортных городках. Их организаторы наносят болезненные для экономики удары: бомбы взрываются у туристических центров и гостиниц, в промышленных зонах.

Тем временем после ареста четырех генералов вновь резко обострилась противостояние между президентом Эмилем Лахудом и правительством, в которое входят партии, победившие на всеобщих выборах. Тот же Мехлис заявил, что "президент Лахуд находится вне подозрений", но вчерашних оппозиционеров, стремящихся взять 100-процентный реванш это не устраивает. Лидер парламентского большинства, председатель Прогрессивно-социалистической партии Валид Джумблат называет Лахуда "главой рухнувшего полицейского режима" и советует ему добровольно покинуть дворец Баабду. Министр информации Гази Ариди также заявил, что"Лахуд не может занимать кресло президента после ареста своих ставленников".

Тот факт, что президент оказался "в политической изоляции", может пагубно повлиять на стабильность; "Лахуд должен уйти во имя сохранения национального согласия", заявил лидер Национально-либеральной партии Дори Шамун. Однако так считают не все. Лидер христианской оппозиции в палате депутатов, глава Свободного патриотического движения генерал Мишель Аун предложил отложить требование отставки президента до вынесения окончательного вердикта по делу об убийстве Рафика Харири. Аналогичной позиции придерживается патриарх маронитской церкви Бутрос Сфейр, который советует прекратить ажиотаж вокруг судьбы Лахуда. Согласно конфессиональному устройству Ливана, пост президента принадлежит христианину-марониту.

После двухмесячного затишья развитие событий в Ливане снова приобретает драматический характер. Надвигающийся паралич исполнительной власти не предвещает ничего хорошо.