МЕЖДУ ГОНОРОМ И ГОНОРАРОМ

Здесь, как правило, улыбаются, громко смеются, целуются независимо от того, нравится тебе

Здесь, как правило, улыбаются, громко смеются, целуются независимо от того, нравится тебе коллега или нет, и аплодируют любой шутке, даже если она плоская. Эти представления возникли, когда стационарных театров и в помине не было, а были антрепризы (не путайте с современными). Актеры бродили по России - собирались под началом какого-нибудь антрепренера, снова расходились, потом случайно встречались где-нибудь в другом городе, радовались нежданной встрече... Александр Островский прекрасно описал это в пьесе "Лес", где на дороге встречается трагик Несчастливцев и комик Счастливцев. Один идет из Вологды в Керчь, второй - из Керчи в Вологду, хотя ни там, ни там постоянной труппы нет.
ОЛЕГ ТАБАКОВ В ПОИСКАХ "СИНЕЙ ПТИЦЫ"
Сегодня "Лес" в постановке Кирилла Серебренникова успешно идет в Чеховском МХТ, и хотя его артисты давно не путешествуют пешком (почти у каждого свой автомобиль), им было что рассказать друг другу накануне открытия 110-го сезона. Вокруг меня то и дело раздавались возгласы: "А я видел (видела) тебя в телевизоре". Обязательно дополняя при этом: "Ты выглядел (выглядела) великолепно!" Или: "Ну и как ты выдержал 50-градусную жару в Марокко, не спекся там во время съемок?" Вопрос риторический, потому что русский артист за деньги может выдержать все - особенно мхатовский, ведь у Олега Табакова, не в пример другим театрам, железная дисциплина. Если он платит большие деньги, то не за красивые глазки, а за мастерство и ответственное отношение к работе.
В своей тронной речи отутюженный и энергичный Олег Павлович сообщил, что президент страны выделил МХТ один миллиард 800 миллионов рублей на реконструкцию большой сцены и зрительного зала. Между прочим, с заменой жестких, неудобных кресел, придуманных еще Станиславским, чтобы публика не расслаблялась во время спектаклей. Отныне, видимо, расслабляться ей будет можно.... А вот актерам - ни в коем случае. С 1 сентября в Малом зале уже возобновились представления, а часть труппы отправилась на гастроли в Петербург. А вот когда все соберутся, то 23 ноября откроется и знаменитый занавес обновленного Большого зала. В этот вечер мхатовцы будут отмечать 80-летие Олега Ефремова. В сам же день рождения Ефремова, 1 октября, планируется установить мемориальную доску на доме, где он жил. Еще лучше было бы, конечно, устроить музей в его квартире, но, к великому сожалению, ее продали наследники.
Я смотрела на постаревшую ефремовскую гвардию, занимающую первые ряды зала: на загорелого Виктора Сергачева, отдохнувшего и посвежевшего Сергея Сазонтьева, оправившую после болезни Ирину Мирошниченко в модном красном костюме... И думала: именно такие люди составляют золотой фонд этого театра. Ибо, как бы ни были популярны его молодые артисты, но традиции психологического искусства, заложенные еще Станиславским и Немировичем-Данченко, сохраняются именно старожилами. И уж никак не обаятельным Игорем Верником, промышляющим в различных телешоу.... Как бы услышав мои мысли, Олег Павлович сказал:
- Мы должны порушить в театральных вузах дурную традицию: делать из людей средних возможностей - средних актеров.
И неслучайно, имея под боком Школу-студию МХТ, Табаков ищет талантливых артистов повсюду, завлекая к себе знаменитых мастеров. Ведь без них никакие сверхмодные режиссеры не обеспечат славу его коллективу. Кстати, в заявленных спектаклях отсутствует режиссер Кирилл Серебренников, прежде ставивший здесь постоянно, зато есть Юрий Бутусов с шекспировским "Отелло", Роман Козак со "Школой злословия" Шеридана... После удачных "Примадонн", остроумно пародирующих "голубую" тему, здесь опять будет ставить Евгений Писарев - "Конька-Горбунка" в переложении братьев Пресняковых, а Евгений Каменькович - "Белого кролика" Чейза. Ну а 19 сентября состоится премьера забытой пьесы Ибсена "Женщина с моря" в постановке Юрия Еремина, где в главной роли выступит Марина Зудина.
Но, как известно, Олег Павлович не умеет жить только сегодняшним днем, его обуревают планы на будущее. Именно ради будущего МХТ он планирует через год открыть школу для особо одаренных детей, которые будут собираться со всей России и, начиная с 8-го класса, учиться актерскому мастерству. Табаков не скрывает и того, что хочет иметь свой филиал. Но для этого он не станет отбирать у худрука Театра наций Евгения Миронова здание, когда-то принадлежащее МХТ, а выстроит новое, на прилегающей к Камергерскому переулку территории в 3 тысячи квадратных метров. И это еще не все: в марте будущего года заработает комбинат по изготовлению декораций, который будет приносить большую прибыль МХТ, принимая заявки от других театров. Похоже, не зря Табаков сыграл роль Фрола Федулыча в "Последней жертве" Островского: он и сам - такой же умный предприниматель.
В МАЯКОВКЕ БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ РУБЛЕМ
Были времена, когда этот коллектив, выросший из Театра Революции Всеволода Мейерхольда, конкурировал с мхатовцами, особенно при Николае Охлопкове и Андрее Гончарове. Теперь другой коленкор, и Сергею Арцибашеву приходится постоянно доказывать, что его театр, которому в этом году исполняется 85 лет, не стоит на обочине, и труппа у него сильная. Но! В отличие от обласканного властями табаковского холдинга здесь не нашлось денег даже на замену старых, скрипучих кресел в зрительном зале. Хотя, как сообщил на сборе труппы неунывающий худрук, план по зрителям и доходам театр выполняет. Так, "Ревизор", прошедший всего лишь 9 раз, уже окупил половину постановочных затрат, а сложный психологический спектакль "Шаткое равновесие" дал доход в 5 миллионов 750 тысяч рублей, что в два с половиной раза превышает потраченные на него деньги! Выходит, слухи о пошатнувшемся имидже Маяковки не соответствуют истине, как и то, что знаменитые артисты бегут из этого театра? Да, Ольга Яковлева ушла к Олегу Табакову, а Эммануил Виторган и Роман Мадянов - в антрепризу, но в театре еще осталась масса замечательных артистов: Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Евгения Симонова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов.... Набирают высоту и Анатолий Лобоцкий, Даниил Спиваковский, Виктор Запорожский. Поэтому, что бы там ни писали критики, последнее слово остается за зрителями. Не сомневаюсь, что в новом сезоне они захотят посмотреть комедию Саймона "Развод по-женски", "Опасный поворот" Пристли в переводе Виталия Вульфа (который, кстати, согласился вести юбилейный вечер театра 29 октября), "На бойком месте" Островского, "Бригадира" Фонвизина... Ну и, конечно, побывать на юбилейном вечере Михаила Филиппова (60 лет!), где будет продаваться его книга, посвященная горячо любимой, безвременно ушедшей жене Наталье Гундаревой. Примечательно, что в день рождения Наташи - 28 августа, т.е. во время отпуска театра, - коллеги не забыли о ней и возложили цветы на могилу. Значит, что бы там ни говорили о разбегающейся Маяковке, ощущение Театра-дома здесь сохраняется. Вот и во время нынешнего сбора труппы получили подарки те, кто родился летом, кто 30, 40, 50 лет проработал в этом коллективе. Поздравили даже тех, у кого во время отпуска родились дети. Ведь кто знает, возможно, потом эти дети тоже пойдут в актеры - как сделала это дочь Евгении Симоновой Зоя Кайдановская, выступающая на одной сцене с мамой.
Арцибашев понимает, что на маленькую театральную зарплату актерам не прожить, - сам из-за этого довольно часто снимается в кино. В то же время он вынужден был заявить, что станет наказывать рублем тех, кто опаздывает на репетиции и спектакли. И тут же по секрету сообщил, что московское правительство в честь юбилея театра собирается повысить оклады актерам до 20 тысяч рублей. Мхатовцы бы, услышав о такой сумме, наверное, пожали плечами, но какой восторг вспыхнул в зале Маяковки, словами передать невозможно...
УДЕРЖИТ ЛИ КЛАССИКА ТЕАТРЫ НА ПЛАВУ?
В Театре Моссовета, ровеснике Маяковки, тоже немало звезд. Достаточно вспомнить Сергея Юрского, Ольгу Остроумову, Маргариту Терехову, Георгия Тараторкина, Евгения Стеблова, Александра Домогарова, Ольгу Кабо, Евгению Гусеву, Евгению Крюкову. А недавно сюда пришли Гоша Куценко и Павел Деревянко, прославившийся на всю страну ролью Махно в многосерийном телефильме.
Поговаривают, что свой юбилей моссоветовцы отпразднуют спектаклем с устрашающим названием "Палач" по пьесе Эдварда Радзинского, выбравшего именно Павла Хомского для постановки этой исторической саги. Александр Домогаров уже читал пьесу и возлагает на спектакль большие надежды - детективные телесериалы его изрядно утомили. Начались также репетиции "Обрученных" по роману итальянского писателя Мандзони в постановке Виктора Шамирова, какое-то время промышлявшего в антрепризе. Ну а заявленный Хомским "Маскарад" Лермонтова, наверное, привлечет театральных гурманов - хотя бы из-за воспоминаний о легендарном спектакле Юрия Завадского, где Арбенина играл сам Мордвинов.
Таким образом, классика продолжает оставаться поплавком, который держит театры и не дает опускать профессиональную планку в угоду коммерциализации искусства. Вот и Петр Фоменко в новом сезоне собирается выпустить "Бесприданницу" Островского и начать репетировать "Сцены из Фауста", "Графа Нулина" и "Каменного гостя" "Пушкина, чтобы показать это на гастролях в США. Только вот никак не может он переехать в новое здание, которое обещали сдать к началу сезона, но, как водится, не сдали. Ну что ж, фоменковцы ждали 15 лет и еще немножко подождут. Им не привыкать.
Итак, театральная Москва оживает, всюду пестреют афиши с новыми названиями, обещающими зрителям неизгладимые впечатления и массу удовольствий. Но каких удовольствий? Не тех ли, когда зрителя держат за дурачка, подсовывая ему всякое фуфло и сладкую "клубничку"? Только сладость - одно, а красота - совсем другое. Та вечная красота, которая, по мысли Достоевского, способна спасти мир. Поэтому тысячу раз прав новый худрук Вахтанговского театра Римас Туминас, объявивший войну пошлости и дурновкусию. Вот только вопрос: с кем ему идти в наступление, если артисты, читая распределение ролей в новых спектаклях, откровенно радуются, что их там нет, потому что большие деньги получают в других местах.