11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗВУКИ МУ

Для тех, кто воспитан в классических традициях и до сих пор содрогается от вокальных воплей

Для тех, кто воспитан в классических традициях и до сих пор содрогается от вокальных воплей типа "уси-уси-уси-пуси, миленький мой", настоящими именинами сердца станет "Автобиография" великого композитора Сергея Прокофьева. Сам Сергей Сергеевич признавался, что если бы не был музыкантом, то, вероятно, стал бы писателем, так как с детства испытывал "склонность к записыванию" не только нот, но и "букв и запятых": "В шесть лет я уже писал музыку. В семь, научившись в шахматы, завел тетрадку и стал записывать партии... В девять писались истории боевых оловянных солдатиков с учетом потерь и диаграммами передвижений. В двенадцать я подсмотрел, как профессор музыки писал дневник... И я стал вести свой собственный, под страшным секретом ото всех, иногда записывая события, сидя в уборной... Я писал туда театральные пьесы, результаты состязаний на ходулях и изобретаемые мною алфавиты... В двадцать один год... чувствуя себя композитором, которым начинают интересоваться, я решил, что со временем напишу автобиографию. Кто-то сказал при мне:
- Я обязал бы всех знаменитых людей писать автобиографии.
Я подумал: а у меня и материал есть, остается стать знаменитым..."
Шутки шутками, но читатели книги убедятся: литературный талант Прокофьева не уступает его музыкальному дару. Его "Автобиография", впервые изданная без редакторских купюр, - не просто воспоминания о детстве, юности, учебе в консерватории с обязательными для мемуаров бытовыми подробностями. Автор выступает и как музыкальный критик своих ранних сочинений, сопровождая повествование публикацией дневников, писем, газетных рецензий тех лет. Так что главный герой (точнее, героиня) книги - музыка, подчинившая и наполнившая всю жизнь композитора. Причем о музыке можно не только читать - ее можно слушать: издание снабжено компакт-диском "Прокофьев играет Прокофьева".
Тем, кто ценит в музыке сочетание элитарности и демократичности, как нельзя лучше подойдет сборник барда Михаила Щербакова "Тринадцать дисков: Тексты песен". Хотя если под бардом понимать хриплого бородача, бодро распевающего о таежных кострах и серпантине горных дорог, к Щербакову это слово не относится. Его авторская песня - совсем не та, о которой покойная Наталья Медведева, певица и спутница Эдуарда Лимонова, говорила: "От нее воняет кедами".
На нынешнем бардовском Олимпе Щербаков занимает совершенно отдельное место, опровергая все еще распространенное мнение, что авторская песня - это примитивные слова под неизменные три аккорда. Возможно, именно по причине непохожести он не участвует в коллективных концертах, зато неизменно собирает полные залы на собственных сольниках. Хотя и романтика, и демократичность его песням не чужды, но главное отличие его текстов (которые хочется все же называть стихами) - изящество, виртуозное владение словом и "культурность", отсылающая слушателя не к походному костру, а к мировой классике (не случайно автор окончил филологический факультет МГУ).
Излюбленная его тема - одиночество поэта, однако щербаковский романтизм никогда не скатывается в ложный пафос - автора всегда спасают чувство меры, вкус и самоирония: "...А мой герой был скромный малый,/ существовал по мере сил,/ не познакомился с опалой,/ но и фавора не вкусил...// Был самоучка по культуре/ и по натуре - робинзон,/ чему в реальной конъюнктуре/ едва ли сыщется резон.// Когда кругом волненья тысяч/ и политический процесс,/ кого ни тронь - Иван Денисыч,/ куда ни плюнь - КПСС,// он размышлял об Эмпидокле,/ читал Мюссе, ценил Массне/ и по зиме гулял в монокле,/ а по весне носил пенсне...// Так он и умер - у вокзала,/ в экспрессе, едущем на юг.../ Ах, отчего в России мало/ талантов авторских, мой друг?"
Тех, кто предпочитает музыку совсем легкую и веселую (и особенно кто был молод в 1960 - 1970-е годы), должна заинтересовать книга "Легенды ВИА". Ее авторы, продюсер Валерий Щелкин и музыковед Сергей Фролов, предприняли попытку составить первую полную летопись отечественных вокально-инструментальных ансамблей. Уже сами названия легендарных ВИА, каждому из которых отведена отдельная глава, звучат как песня, - "Поющие гитары" и "Песняры", "Орэра" и "Веселые ребята", "Поющие сердца" и "Ялла", "Ариэль" и "Синяя Птица", "Акварели" и "Красные маки"... Из ВИА вышло не одно поколение эстрадных звезд - Алла Пугачева, Раймонд Паулс, Александр Градский, Вячеслав Добрынин, Стас Намин, Вячеслав Малежик...
Вот, к примеру, одна из страниц эстрадной летописи: ансамбль "Самоцветы", основанный в 1971 году, был славен не только хитами "Увезу тебя я в тундру", "Не повторяется такое никогда", "Вся жизнь впереди", "Мой адрес - Советский Союз", но и солистами Алексеем Глызиным, Александром Барыкиным, Еленой Пресняковой... Одно время в "Самоцветах" работал известный пародист Владимир Винокур, "который стал затем поющим конферансье". Ансамбль гастролировал по всему свету, а "на одной популярной маленькой грампластинке "Вокально-инструментальные ансамбли мира" ВИА "Самоцветы" были представлены вместе с "Битлз", "Кридэнс" и "Шокинг Блю". Создателем и бессменным руководителем "Самоцветов" был выпускник Московской консерватории по классу контрабаса Юрий Маликов - впоследствии народный артист России и отец другого популярного музыканта, Дмитрия Маликова.
Кстати, в книге есть послесловие "Дети ВИА" продолжают традиции", в котором названы имена тех, кто вслед за родителями стал профессиональным музыкантом, - Кристина Орбакайте, Леонид Агутин, Анжелика Варум... По словам одного из "детей", Владимира Преснякова-младшего, "рок-культура у нас пошла от ВИА. Все достойные музыканты были выращены в вокально-инструментальных ансамблях". Что же, неплохо бы и сегодняшней эстраде хоть иногда вспоминать о культурной преемственности и добрых традициях...
Благодарим за предоставленные книги Торговый дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8).


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников