КАЗАХСТАН СТАНОВИТСЯ ЦЕНТРОМ ИСЛАМСКОГО МИРА

До этого гостей Организации исламской конференции уже встречали в Пакистане, Брунее, Сенегале,

До этого гостей Организации исламской конференции уже встречали в Пакистане, Брунее, Сенегале, Азербайджане, Болгарии, ОАЭ и России. В июне 2005 года гости международной научной конференции "Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе" собрались в Казани.
Современный Казахстан - неотъемлемая часть мусульманского мира. Двое из каждых трех граждан страны считают себя мусульманами. Однако две трети - это не 95 процентов, а значит, чтобы избежать возможных этнических противоречий в республике, разрабатывая национальную политику, исходят из многонациональности государства, уважения ко всем его гражданам.
Сегодня в республике мирно сосуществуют 120 народностей, среди которых крупнейшие - мусульманская и христианская. За годы независимости государства количество конфессий и религиозных организаций возросло. Если в 1989 году в Казахстане насчитывалась 671 религиозная организация, представлявшая 20 конфессий, то сейчас - свыше 2,5 тысячи религиозных объединений, представляющих 46 конфессий.
Поликонфессиональность стала одним из главных факторов выбора светской модели ислама, которая характерна далеко не для всех мусульманских стран. Лидеры страны выступают не только за отделение церкви от государства, но и за постоянный диалог между религиями. В сентябре 2003 года по инициативе президента страны Нурсултана Назарбаева в Казахстане прошел Съезд мировых и традиционно-национальных религий, что помогло выслушать и понять друг друга. В том же году, в феврале, Казахстан выступил инициатором проведения Конференции мира и согласия с участием мусульманской и иудейской общин. И сейчас казахстанское руководство рассматривает диалог ислама и иудаизма как одно из важнейших направлений обеспечения международной безопасности.
Значение нынешней научной конференции, по всей видимости, также выйдет за рамки академической науки. Казахстан, расположенный на стыке Европы и Азии и обладающий большими природными ресурсами, превращается в естественную территорию борьбы за влияние, будучи лакомым куском для радикальных исламистских организаций.
В современном мире градус напряженности в отношениях между мусульманской и христианской цивилизациями очень высок, что зачастую приводит к насилию. Здесь можно вспомнить не только нестабильность на Ближнем Востоке, но и беспорядки в Париже, карикатурные скандалы, а также столкновения между сербами и косовскими албанцами. Не лишен религиозной составляющей и чеченский конфликт.
Поэтому притязания на моральное лидерство, которые высказывают сейчас представители руководства Казахстана, нельзя считать безосновательными. Опыт республики по налаживанию мирных отношений между конфессиями может быть полезен не только для исламского мира, но и для христианских стран. В европейских странах (включая Россию) доля мусульман стабильно растет, поэтому снятие межрелигиозного и межэтнического напряжения будет еще долго оставаться одним из существенных вопросов государственной политики.