Будни кризиса: россияне расходуют на еду меньше денег

До сих пор населению удавалось экономить на продуктах без особых потерь, но долго так продолжаться не может 

За прошлый год реальные расходы сограждан на еду упали в сравнении с 2017 годом на 3,6%, говорится в докладе Центра развития НИУ ВШЭ. В том числе снизились траты на питание дома (3,7%) и в кафе (2,4%). За пять лет с 2013 года падение расходов на еду составило 7,7%. Среди потребительских расходов питание занимало 36% в 2018 году, в 2015-2016-м — 38,7%, а в 2013-м — 34,3%. За период с 2017 по 2018 год физический объем розничной продажи продуктов питания рос (хотя падал за пару лет до этого), но до уровня докризисного 2013-го пока не добрался. 
 

Дешевле и калорийнее

Цифры не вполне оптимистичны и согласуются с многолетним падением реальных доходов граждан. Но люди адаптируются как умеют: потребление мяса, овощей и яиц на душу населения выросло, зато картофеля, фруктов и рыбы — упало. Так, в среднем на человека потребление мяса в 2018 году выросло на 4,6 кг по сравнению с 2013-м; овощей — на 7,6 кг. Потребление фруктов упало на 2,9 кг, рыбы — на 0,6, а молочных продуктов в целом — на 5 кг в год. Интересно, что россияне стали есть меньше сладкого. В 2013-м получались 31,6 кг в год на человека, а в 2018-м — уже 31,3. Но Минздрав рекомендует не увлекаться: 24 кг в год вполне хватит. 
 
Бедным население можно считать, если доля расходов на еду составляет более 60%, гласят международные стандарты. 
 
По прошлогодним оценкам Росстата, едва сводят концы с концами в плане продуктов 14,6% россиян (в 2016-м — на 3% больше). Но только около 1% домохозяйств в 2018 году не хватало денег даже на еду. ВЦИОМ приводил другие цифры. Так, в мае 2017 года 10% россиян не могли себе позволить купить еды, а по данным НАФИ от января 2018-го — 5%. Все перечисленные цифры намекают, что Россия пока ещё не настолько нищая страна. 

В кризисную четырёхлетку 2014-2018 расходы на питание самых бедных 10% россиян не превысили 55%. В 2016-м они достигли 54,4%, в 2018-м — 52,4%. До уровня 2013-го ещё предстоит добраться, тогда беднейшие россияне расходовали на еду 48,2% своих денег. 
 
Важная деталь: средняя энергетическая ценность всех продуктов в 2018 году оказалась на 1,1% выше, чем в 2013-м — 2651,5 Ккал в сутки. При этом по нормам ВОЗ человек должен потреблять от 2100 Ккал в сутки.
 
Резюме специалистов ВШЭ таково: при снижении расходов населения на питание в 2018 году по сравнению с 2013-м энергетическая ценность продуктов не снизилась. Более того: не снизилось и число полезных веществ в рационе, а по некоторым параметрам питание даже стало здоровее. Вероятно, россияне чаще покупают еду по скидкам и акциям и научились оптимизировать свои расходы, предполагают аналитики.
 

Поди сэкономь

Палки в колёса кровному бюджету ставят то родные чиновники, то крупный бизнес. Так, Минпромторг озаботился мыслью ввести с 2021 года оборотные штрафы за производство и продажу продуктов в обход техрегламентов. Штраф может составить до 3% от выручки по определённому виду продукции, но должен быть не менее 2 млн рублей.
 
Генеральный директор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова затруднилась сказать насколько подорожают продукты: техрегламенты очень разные. «При каждом риске увеличения административной нагрузки предприниматели, естественно, увеличивают стоимость продукции, чтобы каким-то образом создать для себя подушку безопасности, но конкретные цифры я сказать не могу», - приводит слова эксперта BFM.RU. Среди нарушений регламентов встречаются совершенно неопасные для потребителя: например, плохо пропечатанные цифры по калориям и т. п. Надо ли за это карать бизнес миллионными штрафами — вопрос, говорит Баранникова. 
 
Иначе считает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. По его мнению, закон назрел давно. В то же время, что хорошо для АЗС, где торгуют одним видом товара, то может плохо сказаться на многообразных продуктовых товарах. Участникам рынка едва ли придутся по душе оборотные штрафы в этом сегменте. 
 
«Существенно поднять цены на продукты не позволит ритейл. Во-первых, потому что держать непопулярные товары на полках невыгодно, во-вторых, ритейл тоже подвергается угрозе попасть под штрафы из-за торговли товарами, не соответствующими техническому регламенту», - сказал «Известиям» исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. Цены на еду вырастут максимум на 0,5-1%, прогнозирует специалист. 
 
Согласно исследованию компании компании Nielsen, доля товаров по акции в РФ за пять лет выросла минимально. За год с июля прошлого по июль 2019-го продажи по промо-акциям выросли с 49 до 51%. Однако в 2018 году рост составил 7% относительно 2017-го. Дело в конкуренции со стороны магазинов с низкими ценами по промо-акциям, а также в достижении потолка в товарах, продаваемых со скидкой - 70-80%. Как отмечают в «Магните», ключевая причина снижения доля акций — падение реальных доходов граждан. Продукты нужны всегда, спрос на них будет в любом случае. Поэтому бизнес «нащупал» пределы послаблений в пользу покупателя. 
 
«Меньше тратят, значит, экономят. Многим интересны исключительно товары по акциям. Но долго так продолжаться не могло, - сказал порталу TRUD.RU директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Ритейлеры снизят число продукции по скидкам, и механизм экономии на этом потерпит поражение». Впрочем, полностью скидки никуда не уйдут: временами они выгодны не только покупателю, но и бизнесу. Эксперт скорее согласен с выкладками специалистов  Центра развития ВШЭ: россиянам удавалось не тратить лишнего на еду (и сохранять качество рациона) преимущественно благодаря акциям. Тем не менее, в кризис трудно не урезать расходы даже на питание. И в дальнейшем люди будут вынуждены искать не только скидки, но и активнее обращаться к огородам и нетронутым до поры запасам, отмечает эксперт.