- Только не в артисты! - говорил папа, когда речь заходила о Машином будущем. Сам он - физик по специальности, актер по призванию - терпеть не может "самодеятельность" в театре. Не дай Бог без таланта обречь себя на актерскую профессию...
- Только не в журналисты, - говорила мама, которая работает в газете и знает цену строчкам.
Маша поступила в МГУ на классическое отделение филфака. Кроме латыни и греческого, выучила еще пять языков. Что бы она делала с таким багажом - неизвестно, если бы на втором курсе ее не позвали в родную школу. "Спасай, - сказал студентке директор. - Учитель латыни уходит".
А свою гимназию Маша любила. Перевелась сюда уже старшеклассницей и только тут почувствовала вкус к учебе. От дома добиралась двумя троллейбусами и до позднего вечера, по ее выражению, "зависала" в школе. В общем, стать коллегой тем, кто ее саму учил, Маша сочла за честь. Так и ответила директору.
Относительно беспечная студенческая жизнь на этом закончилась. Дни уплотнились: с утра - в университет, с четырех дня - в гимназию. Больше часа - на дорогу. К ученикам она обращалась только на "вы". Строго соблюдала дистанцию. А разницы в возрасте почти не было - два-три года.
Сейчас Мария Александровна ведет спецкурс латыни в шести группах - по десять человек каждая.
- Мертвый же язык, - удивляюсь я. - Кому он нужен в наше прагматичное время?
- Никакой он не мертвый, - не соглашается Маша, - наоборот - вечно живой. Мы с ребятами на уроках ищем латинские корни в современных словах. "Школа", "директор", "гимназия", "каникулы"... - все оттуда, из латыни. Кто-то из учеников тянет руку: "А поп-музыка?.." Ну конечно! Так иногда делаем для себя маленькие открытия.
Когда меня спрашивают, зачем сегодня нужна латынь, я отвечаю вопросом: а зачем играть на скрипке, если не собираетесь в музыканты? Это признак высокой внутренней культуры. Кстати, в Европе считается стильным изучать латинский язык. На нем выходят газеты. В Финляндии, например, есть радио, которое вещает на латыни. Наконец, это государственный язык Ватикана.
- Убедили, - сдаюсь я под Машиным напором. Но она уже в "теме".
- Мы сейчас смотрим на античные скульптуры из белого мрамора. А они ведь изначально были не белыми - раскрашенными: красные губы, черные брови. Но со временем краска отмылась, сошла - остался холодный мрамор. Так и латынь, когда-то на этом языке люди ругались, объяснялись в любви, рассуждали... Потом Данте написал "Божественную комедию" на простонародном наречье латыни, которое стало основой итальянского языка. Но мудрые латинские изречения, как скульптуры из мрамора, сохранились до наших дней.
- У вас какое любимое?
- Vis felix esse - esto! Если хочешь быть счастливым - будь!
- Разве это не Козьма Прутков?
- Ну что вы! И перефразированное Олешей "Ни дня без строчки" принадлежит римскому Плинию. Доподлинно: "Ни дня без линии". Так он сказал о художнике.
С одним Маша не спорит: что латынь трудна для усвоения. Потому и пытается каждый урок превратить в игру. На Рождество, например, поставили на латинском спектакль "Вертеп", где ребята играли волхвов, пастухов, а старца Иосифа изображал любимый Машин учитель - Лев Иосифович Соболев. Но тема "Третье склонение существительных" никакой инсценировке не поддается. Класс быстро устает, внимание рассеивается. "Кто не врубился? - Этот неожиданный переход на понятный язык встряхивает ребят моментально. - Только честно?"
Маша еще не забыла студенческие годы, когда сама ночами просиживала над текстами, не в силах перевести. Однажды даже разревелась. От слез сильнее захотелось спать. Чтобы не заснуть, легла на жесткий пол и ругала себя до тех пор, пока не отогнала сон. К утру перевод был готов. Прибежала на зачет, а преподаватель заболел. И главное - что все, кроме нее, об этом накануне узнали и не явились. Но она себе сказала: я сделала все, что могла. И это стало ее правилом.
Родительские опасения - как бы дочка не пошла по их стопам - оказались не напрасными. Гены дают о себе знать. Во всем. К урокам Маша готовится не менее тщательно, чем отец к спектаклю. Продумывает драматургию: как войдет в класс, даже во что будет одета, - и скажет: "Сегодня - дата смерти Цезаря в сенате..." Пауза.
У нее нет страха перед аудиторией, будь то дети или взрослые. На центральном телевидении вела ток-шоу для подростков и передачу "Акуна Матата". Телекамеры ее не смущают, хотя свою порцию адреналина получает перед каждым выходом. Но так и должно быть, учит отец, главное - это волнение направить в нужное русло."В драйв" - по выражению ее продвинутых учеников. Кстати, Филиппенко-старший любит выступать в Машиной гимназии. Говорит: детей не обманешь, если им скучно - они будут откровенно зевать. Но его моноспектакль "Мертвые души" идет здесь на ура.
И с журналистикой у Маши отношения складываются вполне профессионально. В оставшееся от школы время она сотрудничает в молодежном издании "Молоток". Ее должность в штатном расписании -редактор отдела интерактива. Работает с письмами, которые шлют ребята со всей страны. Ведет смешную колонку "Прохиндей", где под псевдонимом (каким - не скажу) учит молодежь тому, чему педагог Мария Александровна учить не станет. Например, как списывать. Там можно вычитать способ, который придумал и практиковал Филиппенко-старший. Называется "Слова на ветер". "Берешь мини-вентилятор на батарейке и направляешь нужные слова по воздушной струе точно другу в ухо. То-то мой папа школу с золотой медалью окончил. И меня учил: "Сам погибай, а товарища выручай".
Маша еще ухитряется заниматься переводами, а в вышедшем в свет томе "Хроники человечества" редактировала весь античный раздел. Как все успевает - загадка. На банальный вопрос о нехватке времени отвечает:
- У Горация есть очень хорошее правило: "Лови день". То есть работай, когда только можешь, и наслаждайся этим моментом.
Да и деньги зарабатывать нужно. Маша хоть и не замужем, но живет самостоятельно. А учительская зарплата, увы, независимости не способствует. Хотя, считается, что она у нее приличная, - две с половиной тысячи. После участия в конкурсе "Учитель года" Маше Филиппенко присвоили самый высокий 14 разряд. Два показательных урока... На первом надо было за 45 минут научить незнакомых ребят чему-то новому. Маша выбрала разбор латинского текста молитвы "Аве Мария". А на втором - места учеников за партами заняли педагоги. С ними молодая учительница обсуждала римское право. Самой понравилось!
- Из школы уходить не собираетесь?
- Когда замечу, что начинаю повторяться, уйду.