"ЗЕРКАЛО" ДАЛО ТРЕЩИНУ...

Статья «"ЗЕРКАЛО" ДАЛО ТРЕЩИНУ...»
из номера 186 за 05 Октября 2000г.
Опубликовано 01:01 05 Октября 2000г.
В почти трехчасовой встрече с родственниками подводников с "Курска" президент России не раз касался темы ТВ. Комментаторы тогда сделали упор лишь на те места разговора, где резкой критике подвергались эфирная ложь и недобросовестность некоторых телехозяев. Но была в беседе и позитивная программа: "Надо более талантливо, правдиво, точно и в срок самим осуществлять информационную политику", - сказал Владимир Путин. И добавил: "Но это требует сил, средств и хороших специалистов".

"Самим" - это, как можно предположить, государству. У него ведь за последнее десятилетие резко ослабли позиции "на телевизионном фронте". Из шести основных метровых каналов только два - РТР и "Культура" - целиком принадлежат государству. Для сравнения замечу: столько же имеет один олигарх - Борис Березовский. Причем два его канала - ОРТ и ТВ-6 - и по охвату аудитории, и по финансовым возможностям, да и по рейтингу популярности явно превосходят те, что принадлежат государству. Если же учесть, что канал "Культура" все-таки, что ни говори, обращен в прошлое (ибо, лишенный фактически финансирования, пользуется в основном архивными запасами), то положение госэфира становится еще сложнее. Одно утешение: в самое последнее время, с приходом на московский канал Олега Попцова, ТВЦ изменил свою позицию. Стал все чаще выступать в качестве союзника РТР. Более того, именно на РТР и ТВЦ происходят сегодня самые значительные перемены. На этих каналах больше всего новых имен, программ, свежих решений. Хотя, признаться, пока что они даются очень нелегко.
Я не разделяю торопливых восторгов по поводу преображения "Вестей" с приходом на РТР Олега Добродеева. Первый рывок - усиление оперативности, более современная верстка новостей, активное использование чисто телевизионных средств - действительно удался. Сразу же обратило на себя внимание появление ночного выпуска с Евгением Ревенко. Однако следующего шага - большего разнообразия и глубины в подаче информации - мы пока что ждем...
Мало того, с ростом информации на РТР явно просела аналитика. Последние выпуски "Зеркала" производят невеселое впечатление. Николай Сванидзе, кажется, рискует превратиться, как говорят в профессиональной среде, в "подставку к микрофону". От его претенциозной манеры вещать и "делать политику" не осталось и следа. Теперь он чаще всего дает официальные материалы. В минувшее воскресенье ведущий включил в программу одно за другим три обширных интервью - с президентом, министром финансов, секретарем Совета безопасности. Они составили львиную долю хронометража, но дело даже не в этом. Роль ведущего в этих материалах была минимальной, их вполне можно было бы дать в эфир и без его участия. Впрочем, уже объявлено о скором завершении "Зеркала", но пока не известно, что придет ему на смену.
В отличие от РТР, где предпочитают путь постепенных перемен, на ТВЦ решились на резкие преобразования. Главный выпуск "Событий" там стали вести сразу четыре журналиста, соединив под одной крышей информацию и комментарий. А субботнюю аналитическую передачу "Неделя" попросту закрыли, поставив на ее место "Постскриптум", который прежде выходил в скромном формате и касался по преимуществу частных тем. Передача Алексея Пушкова была хороша как выражение особого мнения по отдельным вопросам. Теперь ведущему приходится работать в более трудном жанре. Пока что журналисту явно не хватает широты взгляда, его "дыхание", если можно так выразиться, коротковато. Для того чтобы найти свое неповторимое лицо, понадобится время.
Перестройка информационно-аналитического вещания, которая происходит в последнее время на РТР и ТВЦ, не даст, конечно, быстрых результатов. Программы художественных и познавательных жанров скорее обретают желанное своеобразие. Назову лишь два самых свежих примера, которые внушают надежду. На ТВЦ - это линейка ежедневных получасовых передач, обращенных к подростковой аудитории. Поставленные на одно и то же время - 18.00 - они, уверен, скоро создадут у молодых зрителей привычку не только их смотреть, но и обсуждать увиденное. Хорошо, что шесть дней недели - это шесть разных телевизионных жанров. В понедельник - публицистическая передача, во вторник - телевикторина, в среду - юридический конкурс, в четверг - телеигра, в пятницу - еще конкурс, в субботу, наконец, игра интерактивная. При том, что в последнее время стало модным утверждать, будто ТВ ничему не учит, заразительность молодежных передач способна ненавязчиво внушать подрастающему поколению достойную линию поведения. В прошлый понедельник обсуждалась проблема подростковых самоубийств, в этот - речь шла о ранней беременности. И вот что отрадно: не впадая ни в ложный пафос, ни в снисходительное сюсюканье, авторы внушали своим юным зрителям и трезвые взгляды на жизнь, и посильный в наше время оптимизм.
А на РТР в минувшую пятницу меня приятно удивило другое. К 65-летию Армена Джигарханяна нам показали "Игру в джин" - телепьесу для двоих. Юбиляр вместе со своей партнершей Т.Поппе разыграл драму двух немолодых обитателей заштатного приюта. Поставленная режиссером Н.Оганесяном незамысловатая история интересна не столько развитием событий - они вскоре становятся вполне предсказуемыми, сколько внимательно прослеженной психологией персонажей. ТВ настолько приучило нас к одномерным фигурам, что встреча со сложными, противоречивыми характерами производит впечатление едва ли не триумфа духовности.
Может, кто-то не согласится с моим оптимизмом по поводу процессов, происходящих на федеральном и муниципальном каналах, а кто-то по-другому оценит конкретные программы. Вкусы ведь не сходятся. Меня, признаться, в большей степени радует сама тенденция. После нескольких лет прозябания эти каналы пытаются обрести свое лицо.

Комментарии для сайта Cackle

Японцы выбрали самых красивых россиянок. Первое место заняла Мария Шарапова. Вы согласны с этим выбором?